Несмотря на резкое снижение биржевых индексов, динамика опережающих индикаторов деловой активности предприятий в феврале колебалась в небольшом интервале. Индекс PMI продемонстрировал скромный рост — с 47,9 до 48,2 баллов. Сводный индекс РСПП просел на 1,6 п., а Росстат зафиксировал увеличение предпринимательской уверенности в обрабатывающем секторе на 0,2 п.п. Правда, существенную долю опросных данных экспертные центры получили до лихорадки на фондовых площадках в конце февраля.
феврале нынешнего года сезонно скорректированный Индекс PMI® обрабатывающего сектора России, представленный компанией IHS Markit, составил 48,2 балла, превысив январский показатель в 47,9 балла.
Российские производители продолжали сообщать о снижении объемов производства в условиях слабого спроса на фоне низкой покупательской способности клиентов. Однако сокращение новых заказов в середине I квартала замедлилось. Темпы снижения были минимальными за семь месяцев. При этом некоторые компании добились небольших успехов на новых рынках. Спрос со стороны иностранных клиентов также уменьшался самыми медленными темпами с июля прошлого года.
Незначительный рост закупочных цен был существенно ниже средней долгосрочной тенденции и тем более — резкого всплеска цен на сырье, наблюдавшегося в феврале в 2019 г., после повышения НДС.
Несмотря на слабый спрос, в феврале компании смогли повысить свои отпускные цены, частично переложив на клиентов более высокие затраты.
Между тем закрытие заводов-поставщиков в Китае после вспышки коронавируса привело к ухудшению системы снабжения российских компаний. Сроки выполнения заказов в производственном секторе удлинились, поскольку предприятия столкнулись с существенным дефицитом комплектующих. Таким образом, запасы сырья и материалов сокращались в силу активного использования их в производстве.
Деловые ожидания продолжали снижаться на фоне усиления конкуренции и сокращения спроса. Уровень оптимизма был одним из самых низких более чем за два года, несмотря на то, что компании выражали надежду на увеличение количества новых заказов и новых видов продукции в будущем.
В результате производители продолжали сокращать рабочие места в середине I квартала более быстрыми темпами, поскольку производственные потребности вновь понизились. Невзирая на проблемы, связанные с поставками, и дефицит сырья и материалов, предприятия имели возможность выполнять ранее полученные заказы. В итоге темпы уменьшения незавершенных заказов были умеренными.
РСПП отмечает сокращение спроса
Сводный индекс деловой среды, рассчитанный Российским союзом промышленников и предпринимателей, в конце зимы потерял 1,6 п., опустившись до уровня 46,5 п.
Значение Индекса рынка производимой продукции сократилось на 2,3 п. (до 45,7 п.). Спрос в отрасли и на продукцию компаний упал примерно в одинаковой степени: в первом случае компонент индекса потерял 4,5 п., во втором — 4 п. При этом разрыв между показателями сохраняется: респонденты традиционно оценили спрос в отрасли хуже (42,1 п.), чем спрос на собственные товары или услуги (45,3 п.).
Индекс B2B снизился на 2,2 п., и теперь его значение составляет 45,3 п. Показатель «количество новых заказов» не удержался в положительной зоне оценки, упав почти до декабрьского значения (49,7 п.).
Впервые с января 2016 г. индикатор «сроки выполнения текущих заказов» опустился до значения 43,9 п. Большая часть опрошенных компаний (86,4%) ответила, что сроки выполнения заказов за месяц не изменились. Однако остальные уверены в том, что они увеличились.
Ситуация с выполнением контрактных обязательств продолжает ухудшаться. Индикатор «обязательства компаний перед контрагентами» потерял 3 п., показатель «обязательства контрагентов перед компаниями» стал ниже на 1,3 п.
Индикатор «финансовое положение компаний», который в январе поднялся до максимума за полтора года исследования, в феврале провалился сразу на 5,1 п. Большинство респондентов (75%) остановились на варианте «положение компаний не изменилось». В то же время компании значительно реже приводили ответ «ситуация за месяц улучшилась», его доля упала на 10%.
Значение Индекса личных оценок в феврале составило 46,3 п., упав на 2,6 п. Большая часть предприятий (73,8%) указали вариант «состояние делового климата за месяц не изменилось». При этом 12,5% участников опроса считают, что оно ухудшилось.
В последнем месяце зимы Индекс социальной и инвестиционной активности оказался в отрицательной зоне оценки, потеряв 3,4 п. Его значение стало равным 46,9 п. Менее половины (45,3%) опрошенных компаний вели в феврале инвестиционные проекты, в начале года их доля была равна 50%.
Две трети организаций нанимали новых сотрудников (здесь доля снизилась на 6,8%). В 16,8% предприятий происходило увольнение персонала (–1,3% от январского значения). Меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек применяли уже 27,4% (в январе об этом заявила пятая часть компаний).
Предпринимательская уверенность в обработке выглядит лучше, чем в добыче
Интересный тренд показал опрос Росстата в последнем зимнем месяце. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в обрабатывающем секторе продемонстрировал лучшую динамику, чем в добывающей промышленности. Тем не менее с исключением сезонного фактора ИПУ в добывающем сегменте был выше (–2,3%), чем в обрабатывающих производствах (–2,6%), хотя здесь зафиксирован небольшой позитивный тренд (+0,2 п.п.).
Баланс оценок руководителей компаний спроса на продукцию (портфеля заказов) в феврале составил в добывающих производствах –24%, в обрабатывающей промышленности равнялся –37%.
Число оптимистов, ожидающих роста производства в течение ближайших трех месяцев, превысило количество ожидающих снижения выпуска продукции во втором месяце года в добывающем сегменте на 11 п.п., в обрабатывающих производствах — на 26 п.п.
Экономическую ситуацию в своей компании по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 14% и удовлетворительной — 71% руководителей, в обрабатывающих производствах — 10 и 74% респондентов соответственно.
Улучшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче полезных ископаемых 21% опрошенных, в обрабатывающих производствах — 31%. При этом число оптимистов превысило число тех, кто ожидает ухудшения экономической ситуации, в добывающих производствах на 14 п.п., а в обрабатывающем секторе — на 24 п.п.
Средний уровень загрузки производственных мощностей составил в феврале 2020 г. в добыче полезных ископаемых 64%, в обрабатывающих производствах — 62%.