Из разъяснений, данных Минтрудом России в письме от 06.03.2020 № 14-2/ООГ-1773, следует, что работник не может направить заявление на увольнение по электронной почте, подписав его электронной подписью. У судов единого мнения на этот счет нет.
Согласно положениям п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Такой документ может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Правила расторжения трудового договора по инициативе работника содержатся в ст. 80 ТК РФ. В соответствии с ними работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели. В статье 80 ТК РФ прямо не указано, что заявление на увольнение должно быть составлено исключительно на бумажном носителе. В связи с этим возникает вопрос: означает ли требование о письменной форме заявления, что оно составляется только на бумаге?
Минтруд России указал, что в настоящее время работодатель самостоятельно выбирает форму ведения кадровых документов (на бумажном носителе или в электронном виде). Исключение составляют те документы, оформление которых в письменном виде или ознакомление с которыми под роспись работника прямо установлено Трудовым кодексом. Специалисты трудового ведомства также отметили, что при применении ст. 80 ТК РФ использование электронного документооборота и электронной подписи не предусмотрено.
Таким образом, Минтруд России считает, что письменная форма заявления — это документ, составленный на бумажном носителе. И работник не вправе направить заявление в электронном виде, подписав его квалифицированной электронной подписью.
Такой же позиции придерживаются и некоторые суды. Так, в Апелляционном определении от 29.03.2018 по делу № 33-1853/2018 Верховный суд Республики Коми дал следующие разъяснения. Принимая во внимание требование ст. 80 ТК РФ об оформлении правоотношений между работником и работодателем в письменной форме, заявление об увольнении по собственному желанию может рассматриваться как имеющий юридическую силу документ только при подаче его на бумажном носителе и при наличии в нем собственноручной подписи работника. Суд также отметил, что Трудовым кодексом электронный документооборот допускается лишь с дистанционными работниками. Подробнее об этом деле см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 22, 2018.
А вот Московский городской суд в Апелляционном определении от 08.06.2018 по делу № 33-25292/2018 пришел к иному выводу. Он указал, что по смыслу положений ст. 80 ТК РФ для расторжения трудового договора по инициативе работника необходимо его волеизъявление, облеченное в письменную форму. Направление работником соответствующего волеизъявления в электронной форме является одной из форм письменного заявления работника. Суд также отметил, что составление заявления об увольнении в электронной форме не противоречит требованиям ст. 80 ТК РФ. В этом случае оно должно быть подписано квалифицированной электронной подписью.
Учитывая разъяснения Минтруда России и отсутствие единого мнения у судов, компании лучше не принимать от работников заявления об увольнении в электронной форме. Исключение составляют дистанционные работники, поскольку для них Трудовым кодексом прямо предусмотрена возможность подачи заявлений в форме электронного документа (ст. 312.1 ТК РФ).