«Антивирусные» поправки в законодательство о налогах и страховых взносах

| статьи | печать

Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ (далее — Закон № 102-ФЗ) внесены поправки в НК РФ, законодательство об обязательном пенсионном страховании и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. За исключением отдельных положений они вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Расширение полномочий Правительства РФ

В числе первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, обнародованных Правительством РФ 17 марта 2020 г., названо предоставление Правительству РФ права определять процедуры отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов и взносов, а также продлевать срок представления налоговых деклараций (расчетов).

В связи с этим в ст. 4 НК РФ введен новый п. 3. Им предусмотрено, что Правительство РФ вправе в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно):

  • приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

  • приостановление течения сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

  • продление установленных сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

  • продление установленных законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

  • продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

  • дополнительные основания предоставления в 2020 г. отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

  • основания и условия неприменения или особенности применения способов исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

  • основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

А согласно новой ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Правительство РФ вправе в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно):

  • продление установленных сроков уплаты страховых взносов;

  • продление сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) иных документов;

  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также сроков принятия решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов;

  • дополнительные основания предоставления в 2020 г. отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, изменение порядка и условий ее предоставления;

  • основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов;

  • основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в территориальные органы страховщика расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) иных документов (сведений).

Нормативные правовые акты, указанные в п. 3 ст. 4 НК РФ и ч. 3 ст. 2 Закона № 125-ФЗ, могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 г. (п. 5 ст. 7 Закона № 102-ФЗ).

Расширение полномочий субъектов РФ

В соответствии с новым п. 4 ст. 4 НК РФ у субъектов РФ появилось право издавать в 2020 г. нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) продление сроков уплаты налогов по ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН. Они также смогут продлять сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены Правительством РФ или им установлены более ранние сроки уплаты.

Субъекты РФ могут продлевать вышеуказанные сроки для отдельных категорий налогоплательщиков. В этом случае должны учитываться основные виды экономической деятельности налогоплательщиков по состоянию на 1 марта 2020 г., а также данные, содержащиеся в реестрах, которые ведет ФНС России, и в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если налогоплательщики отбираются по иным критериям, субъект РФ должен направить в налоговый орган по данному субъекту перечень налогоплательщиков с указанием их ИНН.

Нормативные правовые акты, указанные в п. 4 ст. 4 НК РФ, тоже могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 г. (п. 5 ст. 7 Закона № 102-ФЗ).

Изменения в порядке исчисления сроков

Данные изменения вызваны установлением Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г. На этот период приходится срок сдачи ряда деклараций, уплаты налогов и представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности. Старой редакцией п. 7 ст. 6.1 НК РФ перенос срока допускался, только когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Но установленные Указом Президента РФ дни не относятся к выходным и (или) нерабочим праздничным дням. В связи с этим потребовалось скорректировать положения п. 7 ст. 6.1 НК РФ.

Новой редакцией этой нормы предусмотрено, что если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

А в новой редакции п. 6 ст. 6.1 НК РФ уточнено, что рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.

Поправки по НДФЛ

В своем обращении от 25 марта 2020 г. Президент РФ предложил облагать НДФЛ проценты по вкладам, если общий объем вкладов превышает 1 млн руб. Это предложение легло в основу изменений в порядке налогообложения доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках.

Сейчас НДФЛ облагается сумма превышения процентов по рублевым вкладам над суммой процентов исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 п.п. А по вкладам в иностранной валюте — сумма, превышающая проценты, рассчитанные исходя из 9% годовых (п. 1 ст. 214.2 НК РФ).

Со следующего года будет действовать новая редакция ст. 214.2 НК РФ. Ею предусмотрено, что НДФЛ облагается превышение суммы процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. При этом не учитываются проценты, полученные по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, а также по счетам эскроу. Проценты, полученные в иностранной валюте, нужно пересчитывать в рубли по курсу на дату их получения.

Рассчитывать НДФЛ с процентов по вкладам будут налоговики на основании сведений, полученных от банков. Такие сведения они должны представлять налоговым органам не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Уплачивать НДФЛ с процентов по вкладам граждане будут на основании полученного от налоговиков налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 228 НК РФ в редакции, действующей с 2021 г.). В декларацию по НДФЛ доходы в виде процентов по вкладам можно не включать (п. 4 ст. 229 НК РФ в редакции, действующей с 2021 г.).

В настоящее время процентные доходы по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, доходы в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ, облагаются НДФЛ по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). С 1 января 2021 г. это положение утратит силу. Соответственно, такие доходы будут облагаться НДФЛ по общей ставке 13%. Это касается и доходов нерезидентов. Согласно поправкам, внесенным в п. 3 ст. 224 НК РФ, доходы нерезидентов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, будут облагаться НДФЛ по ставке 13%.

Помимо изменения порядка налогообложения процентов по вкладам, в главу 23 НК РФ внесены и другие поправки. Так, со следующего года доходы в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 г., будут включаться в доходы по операциям с ценными бумагами. Это предусмотрено поправками, внесенными в п. 7 ст. 214.1 НК РФ. Сейчас такие доходы не включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.

Из перечня доходов, не подлежащих налогообложению, с 1 января 2021 г. будут исключены:

  • доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 г. (абз. 4 п. 17.2 ст. 217 НК РФ);

  • суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления (п. 25 ст. 217 НК РФ).

УСН

С 1 января 2020 г. при розничной торговле маркированными товарами нельзя применять ЕНВД и ПСН (ст. 346.27, подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). А с 1 января 2021 г. ЕНВД вообще прекращает свое существование (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ). Из-за этого налогоплательщики вынуждены переходить на иные режимы налогообложения не добровольно, а на основании закона.

Чтобы облегчить такой переход, ст. 346.25 НК РФ дополнена новым п. 2.2. Им предусмотрено, что при переходе с ЕНВД и ПСН на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» можно учесть затраты на товары, приобретенные до перехода на УСН, в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ (по мере реализации этих товаров). Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, при применении УСН учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была произведена их фактическая оплата после перехода на УСН.

Действие п. 2.2 ст. 346.25 НК РФ распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. (п. 4 ст. 7 Закона № 102-ФЗ).

Страховые взносы

В своем обращении от 25 марта 2020 г. Президент РФ указал, что нужно поддержать доходы граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях. А чтобы у таких предприятий появились для этого дополнительные ресурсы, необходимо в два раза, то есть с 30% до 15%, снизить для них размер страховых взносов. Такая пониженная ставка должна распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ. Если же зарплата будет на уровне МРОТ или даже ниже, то ставка остается прежней — 30%.

В целях реализации этого предложения ст. 6 Закона № 102-ФЗ установлено, что в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. (включительно) для субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в части ежемесячных выплат работнику, превышающих МРОТ:

  • на обязательное пенсионное страхование — 10% как в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, так и сверх нее;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%;

  • на обязательное медицинское страхование — 5%.

А со следующего года этот порядок будет бессрочно закреплен в Налоговом кодексе (новые подп. 17 п. 1 и п. 2.1 ст. 427 НК РФ вступают в силу с 1 января 2021 г. (п. 2 ст. 7 Закона № 102-ФЗ)).

Аналогичные изменения по размеру тарифа на обязательное пенсионное страхование в части ежемесячных выплат работнику, превышающих МРОТ, внесены в ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Эти поправки также вступают в силу с 1 января 2021 г. (п. 2 ст. 7 Закона № 102-ФЗ).

Таким образом, начиная с 1 апреля 2020 г. часть ежемесячной зарплаты работников малых и средних предприятий, не превышающую МРОТ, нужно облагать страховыми взносами по-старому, из расчета 30% (22%, 2,9%, 5,1%), а часть, превышающую МРОТ, — из расчета 15% (10%, 0%, 5%).