Многие предприятия сталкиваются с необходимостью быстрого принятия решения об оптимизации своего ассортимента. Одним из самых простых инструментов для обоснования принятия решения по производственной программе может стать анализ маржинальной прибыли и визуализация его результата. О том, как это сделать, не применяя сложное программное обеспечение, расскажем в нашей статье.
Рассмотрим ситуацию на примере предприятия, основными видами деятельности которого являются ремонт и пошив спецодежды, пошив швейных и трикотажных изделий, реализация готовой продукции, сопутствующих товаров и излишков сырья.
Пусть предприятие имеет следующую производственную структуру:
-
швейный участок;
-
раскройный участок;
-
служба по ремонту и обслуживанию производства;
-
группа материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции.
По штатному расписанию общая численность работников составляет 80 человек.
Рассчитываем краткосрочный результат деятельности по продуктовым группам
Маржинальная прибыль (маржа, сумма покрытия) получается как разница оборота и переменных затрат. Ее можно посчитать по группе продукции или удельно (на единицу товара). Маржа представляет собой важный инструмент управления производственной программой при принятии управленческих решений, так как показывает, какой вклад вносят группы продуктов в покрытие постоянных затрат.
Если, например, при разработке плана производства на следующий год оказывается, что маржа определенных групп продуктов недостаточно велика, то уже на этапе планирования можно исследовать вероятность достижения лучшего результата либо за счет снижения затрат в производстве, либо за счет применения других видов сырья или упаковочных материалов. С учетом сложившейся ситуации это становится особенно актуальным: налицо проблемы с поставками из-за рубежа; курс рубля волатилен; дорогая упаковка сейчас — это та статья затрат, на которой вполне возможно сэкономить. Знание значений показателя маржи, таким образом, является важной предпосылкой и сигналом для принятия решений руководством предприятия и позволяет ему быстрее реагировать на критичные события, изменения конъюнктуры рынка и предпочтений клиентов.
При помощи графика безубыточности руководители могут проигрывать различные варианты и сразу же определять степень воздействия различных решений на маржу.
Проведем оперативный расчет и анализ результатов деятельности в разрезе продуктовых групп (табл. 1). Для наших расчетов не требуется специальное программное обеспечение (ПО), вполне можно обойтись таблицами Excel. Данные в примере условные.
Краткосрочный расчет результата деятельности по продуктовым группам (таблица 1)
Показатели
Перчатки защитные
Костюм для защиты степень 1
Костюм рабочий
Перчатки специальные
Костюм для защиты степень 2
Костюм для защиты степень 3
Покрывало
Чехлы на автотранспорт
Салфетка
Халат рабочий
Фартук
Комплект спортивный
Костюм спортивный
Спецкостюм 1
Сорочки
Костюм летний 1
Костюм зимний 1
Мешки упаковочные
Белье
Прочее
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Продуктовые группы
А
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
Цена, руб.
154
5142
1545
83
6698
10 587
3000
9410
20
764
550
2457
2009
4734
1270
4000
6000
95
550
4305
63 373
Объем услуг
15 000
1000
7520
40 000
2000
330
100
250
25 000
1174
90
966
447
760
1850
1000
1000
5000
1000
9934
114 421
Неттооборот, руб.
2310000
100%
5142000
100%
11618400
100%
3320000
100%
13396000
100%
3493710
100%
300000
100%
2352500
100%
500000
100%
896936
100%
49500
100%
2373462
100%
898023
100%
3597840
100%
2349500
100%
4000000
100%
6000000
100%
475000
100%
550000
100%
42765870
100%
106387000
100%
Переменные затраты, руб.
1617000
70%
3342000
65%
6739000
58%
2556000
77%
7904000
59%
2096000
60%
207000
69%
1717000
73%
370000
74%
682000
76%
31000
63%
1448000
61%
611000
68%
2267000
63%
1574000
67%
2880000
72%
3840000
64%
356000
74,95%
363000
66%
30362000
71%
70962000
67%
Маржинальная прибыль, руб.
693000
30%
1800000
35%
4879400
42%
764000
23%
5492000
41%
1397710
40%
93000
31%
635500
27%
130000
26%
214936
24%
18500
37%
925462
39%
287023
32%
1330840
37%
775500
33%
1120000
28%
2160000
36%
119000
25,05%
187000
34%
12403870
29%
35425000
33%
Постоянные затраты, руб.
в том числе:
21 862 000
амортизация внеоборотных активов производственного назначения
391 000
аренда основных средств производственного назначения
1 032 000
капитальный ремонт основных средств производственного назначения
3 000 000
прочие услуги производственного характера
3 213 000
общепроизводственные расходы
1 967 000
управленческие расходы
13 516 000
коммерческие расходы
166 000
Производственный результат (прибыль), руб.
13 563 000
Затем на основе данных табл. 1 нам необходимо провести анализ: как именно наши группы товаров покрывают постоянные расходы, то есть проранжировать их с точки зрения того, какой вклад они вносят в покрытие постоянных затрат предприятия.
В строке табл. 1 «маржинальная прибыль» есть значение показателей маржи в % по группам товаров. Ранги выставляются от 1 до 20, на первое место выходит группа товаров с наибольшим вкладом в покрытие постоянных затрат — товар С со значением маржи в 42%. Аналогичным образом анализируются и ранжируются другие товары, результат представлен в табл. 2. Товар D, как видно из табл. 2, получил ранг 20, так как вносит наименьший вклад в покрытие постоянных затрат. В первой строке табл. 2 в графе «взаимосвязь между постоянными затратами и маржинальной прибылью отдельных продуктовых групп» вставляем формулу расчета показателя, начиная со столбца С. Например, товар С вносит в покрытие постоянных затрат 4880 тыс. руб. (данные табл. 1). Следовательно, постоянные затраты уменьшаются на эту сумму, и после продажи продукта С постоянные затраты составили 16 982 тыс. руб., заносим это значение в табл. 2:
–16 982 = –21 862 + 4880
Копируем формулу и вставляем ее во все ячейки строки «взаимосвязь между постоянными затратами и маржинальной прибылью отдельных продуктовых групп» в табл. 2: данная строка показывает нарастающим итогом получение прибыли.
Ниже в строке «нетто-выручка нарастающим итогом, тыс. руб.» указаны значения нетто-выручки проранжированных групп продукции на основе данных табл. 1. Для простоты и гибкости расчетов, а также однократного введения данных рекомендуется делать связки между таблицами через ячейки.
Взаимосвязь между постоянными затратами и маржинальной прибылью отдельных продуктовых групп, тыс. руб. (таблица 2)
Ранг |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
С |
E |
F |
L |
K |
N |
Q |
B |
S |
O |
M |
G |
A |
T |
P |
H |
I |
R |
J |
D |
|
Взаимосвязь между постоянными затратами и маржинальной прибылью отдельных продуктовых групп, |
21862 |
16982 |
11490 |
10093 |
9167 |
9148 |
7817 |
5657 |
3857 |
3670 |
2895 |
2608 |
2515 |
1822 |
10850 |
11700 |
12335 |
12465 |
12584 |
12799 |
13563 |
Неттовыручка нарастающим итогом, |
0 |
11618 |
25014 |
28508 |
30882 |
30931 |
34529 |
40529 |
45671 |
46221 |
48570 |
49468 |
49768 |
52078 |
94842 |
98842 |
101195 |
101695 |
102170 |
103067 |
106387 |
Строим график безубыточности с ранжировкой групп продуктов по уровню маржи
Чтобы понять, как строится график без возможностей Excel, сделаем некоторые пояснения. При построении графика для точки безубыточности поступаем следующим образом: сначала на горизонтальную линию чистого оборота, которая начинается в нулевой точке, наносят значение 106 387 тыс. руб. Затем вниз по левой вертикали отмечают общие постоянные затраты в размере 21 862 тыс. руб. По правой вертикали вверх отмечают прибыль от реализации продукции в размере 13 563 тыс. руб.
Линия, которая начинается в точке общих постоянных затрат (21 862 тыс. руб.), а конец которой находится в точке производственного результата (13 563 тыс. руб.), представляет собой линию нарастания результата хозяйственной деятельности (прибыли или убытка): она пересекает горизонтальную линию оборота в точке возникновения прибыли. Эту линию прибыли мы строим нарастающим итогом по отдельным продуктовым группам. За основу построения графика можно взять данные нашей табл. 2.
Начинают построение с продуктовой группы, имеющей наибольшее соотношение маржи и чистого оборота, то есть с продуктовой группы С. После этого строят линию прибыли той продуктовой группы, у которой соотношение маржи и чистого оборота имеет следующее по рангу значение.
Линия прибыли продуктовой группы С (см. рис. 1) начинается в точке общих постоянных затрат (21 862 тыс. руб.) и заканчивается в точке, лежащей на уровне 16 982 тыс. руб., которой соответствует оборот 11 618 тыс. руб. Более понятным это становится, если посмотреть на результаты расчетов в табл. 2 по продукту С.
Упрощенный график точки безубыточности (рисунок 1)
При изображении линии прибыли продуктовой группы Е действуют по тому же принципу. Линия прибыли этой продуктовой группы начинается там, где заканчивается линия прибыли группы С. Линия продуктовой группы Е заканчивается в точке 11 490 тыс. руб., ниже точки чистого оборота 25 014 тыс. руб. Из табл. 2 следует, что следующие 5492 тыс. руб. из суммы общих постоянных затрат покрываются продуктовой группой Е, что находит отражение на графике. И, аналогично, график строится дальше вплоть до последней по рангу группы товаров D. Условный приблизительный график (нанесены не все названия групп продуктов) представлен на рис. 1.
Продуктовая группа D с самым низким соотношением маржинальной прибыли и нетто-выручки, равным 23%, изображается в последнюю очередь. Эта продуктовая группа дает вклад в прибыль в размере 764 тыс. руб. Линия прибыли продуктовой группы D заканчивается в точке производственного результата, равного 13 563 тыс. руб. и соответствующего общей нетто-выручке в размере 106 387 тыс. руб.
Строим диаграмму в Excel
Для того чтобы построить линейный график в Excel, выделяем область: в нашем случае это вся строка со значениями «взаимосвязь между постоянными затратами и маржинальной прибылью отдельных продуктовых групп» табл. 2. Затем заходим в меню и выбираем подменю «Вставка». Здесь выбираем среди диаграмм график с маркерами. Результат показан на рис. 2, в отличие от рис. 1 он более точно отражает динамику покрытия постоянных затрат.
График точки безубыточности в Excel (рисунок 2)
Мы можем увидеть, что точка безубыточности возникает на горизонтальной оси на точке пересечения линии (разницы постоянных затрат и маржинальной прибыли) с линией нетто-выручки в точке 14. В табл. 2 под номером 14 как раз и находится продуктовая группа Т.
Результаты расчета в табл. 2 также наглядно показывают, что точка безубыточности получается, когда продуктовая группа Т начинает покрывать постоянные затраты.
Ограничения по применению данного инструмента анализа
Мы показали на примере, каким образом можно визуализировать вклад каждой продуктовой группы ассортимента в покрытие постоянных затрат. При наличии узких мест, проблем с сырьем, с поставками и продажами можно предположить, что в первую очередь сокращение ассортимента мы можем делать за счет тех товаров, которые по вкладу в покрытие постоянных затрат имеют последние ранги (находятся гораздо выше точки безубыточности нашего графика).
Но надо понимать, что для покупателя зачастую важен именно широкий ассортимент, или же товары могут быть комплементарными (взаимодополняющими) друг друга. Например, если речь идет о спецодежде для медицинских работников, такими товарами могут быть медицинский халат (куртка) и брюки к нему. Тогда надо подходить осторожно к оптимизации ассортимента.
Рекомендуется применять другие информативные инструменты анализа, например, проводить многомерный анализ маржинальной прибыли в различных разрезах (по клиентам, регионам сбыта, конкретным видам продукции). О применении данного инструмента мы рассказывали в «ЭЖ», № 40, 2019. Кроме того, можно применить инструмент гибкого бюджетирования, об этом также мы рассказывали в одном из номеров («ЭЖ», № 8, 2020).
В любом случае, особенно в период кризисов, нестабильного спроса, снижения покупательной способности клиентов предприятия, необходимо регулярно и досконально анализировать ассортимент продукции, при необходимости корректировать его. Неправильные решения относительно сокращения ассортимента могут «увести» предприятие ниже точки безубыточности, что существенно снизит возможности выжить в непростых экономических реалиях.
***
Анализ продуктовых групп подобного рода можно проводить регулярно на предприятии для всего ассортимента. Таким образом, любое решение руководителей предприятия, касающееся программы производства и продажи, может быть проверено посредством анализа продуктовых групп. Кроме того, результат анализа легко визуализировать, что также оказывает помощь для принятия решений в условиях поступления большого потока данных.