В конце апреля Правительство РФ уже вносило изменения в меры по обеспечению устойчивого развития экономики, предусмотренные постановлением от 02.04.2020 № 409 (далее — постановление № 409). Об этом мы рассказывали в «ЭЖ-Бухгалтер», № 17, 2020. Новая порция поправок касается правил предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам и страховым взносам, перечня лиц, на которых распространяется перенос срока уплаты налогов и страховых взносов, а также проверок соблюдения валютного законодательства.
Очередные изменения в постановление № 409 внесены постановлениями Правительства РФ от 16.05.2020 № 699, от 15.05.2020 № 685 и от 13.05.2020 № 671. Дата вступления в силу первых двух постановлений — 18 мая 2020 г., третьего — 23 мая 2020 г.
Расширен перечень лиц, имеющих право на отсрочку (рассрочку)
Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее — Правила) содержатся в приложении к постановлению № 409. Ими предусмотрено, что право на отсрочку (рассрочку) имеют компании, занятые в сферах деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавируса, а также стратегические, системообразующие и градообразующие организации, не относящиеся к указанным сферам деятельности, но пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (п. 1 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 699 в п. 1 Правил внесено дополнение. В соответствии с ним право на отсрочку (рассрочку) также имеют организации и индивидуальные предприниматели, предоставившие отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439. При этом они должны быть включены в перечень налогоплательщиков, предоставивших отсрочку по арендной плате, который уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ направляет региональным налоговикам (далее — перечень).
Согласно новому п. 13.1 Правил в перечень включаются налогоплательщики, которым торговый объект недвижимого имущества принадлежит на праве собственности и у которых код основного вида деятельности, содержащийся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 г., соответствует коду 68.2 «Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом».
Под торговыми объектами недвижимого имущества для целей Правил понимаются объекты недвижимости, одновременно удовлетворяющие следующим критериям:
-
объект (здание или помещение в нем) расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового облуживания, либо его наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового облуживания;
-
если объект расположен на территории субъекта РФ, в котором установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости, такой объект должен быть включен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень объектов на 2020 г., в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктом 13.1 Правил уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено вводить дополнительные критерии для налогоплательщиков и торговых объектов недвижимого имущества в целях включения налогоплательщиков в перечень. В частности, они могут устанавливать:
-
необходимость подтверждения выполнения налогоплательщиком требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества;
-
перечень кодов основных видов деятельности налогоплательщиков (в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.), которым могут принадлежать торговые объекты недвижимости;
-
ограничения по площади торговых объектов недвижимого имущества.
Меры поддержки для НКО
Пунктом 1 постановления № 409 предусмотрены меры поддержки для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в пострадавших отраслях и включенных по состоянию на 1 марта 2020 г. в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Эти меры (применительно к организациям) включают в себя продление сроков уплаты:
-
налога на прибыль, ЕСХН, налога по УСН за 2019 г. — на шесть месяцев;
-
налогов (за исключением НДС, НПД, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовых платежей за март и I квартал 2020 г. — на шесть месяцев;
-
налогов (за исключением НДС, НПД, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовых платежей за апрель — июнь, за II квартал и 1-е полугодие 2020 г. — на четыре месяца;
-
авансовых платежей по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество за I квартал 2020 г. — до 30 октября 2020 г. включительно, за II квартал 2020 г. — до 30 декабря 2020 г. включительно (в регионах, где установлены авансовые платежи);
-
страховых взносов (в том числе на травматизм) с выплат за март — май 2020 г. — на шесть месяцев, а с выплат за июнь — июль 2020 г. — на четыре месяца.
Теперь вышеуказанное продление сроков уплаты налогов и страховых взносов распространено и на некоммерческие организации. Право на продление имеют НКО, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Это предусмотрено новым п. 1(2) постановления № 409, который введен постановлением Правительства РФ от 15.05.2020 № 685.
Проверки соблюдения валютного законодательства
Пунктом 4 постановления № 409 до 31 мая 2020 г. включительно приостановлено инициирование проверок соблюдения валютного законодательства, а также проведение таких проверок. Исключение составляют случаи, когда по проводимым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г.
Сейчас в этой норме речь идет только об инициировании и проведении проверок налоговыми органами. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2020 № 671 в п. 4 постановления № 409 внесены изменения. В соответствии с ними запрет на инициирование и проведение проверок валютного законодательства распространяется также и на таможенные органы.