Госдумой принят закон, которым установлен порядок освобождения ряда лиц от уплаты налогов и страховых взносов за II квартал 2020 г., а также внесены изменения во вторую часть НК РФ (далее — Закон), которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. На момент подписания номера в печать Закон находится в Совете Федерации. Номер и дату закона мы сообщим вам после подписания Закона Президентом РФ.
На совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны, проведенном 11 мая 2020 г., Президент РФ предложил:
-
списать фискальные платежи за II квартал 2020 г. (за исключением НДС) индивидуальным предпринимателям, компаниям малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях и социально ориентированным НКО;
-
запустить с 1 июня 2020 г. специальную кредитную программу поддержки занятости для предприятий в пострадавших отраслях и социально ориентированных НКО, предусматривающую списание по ее окончании суммы кредита и процентов по нему, если компания в течение всего срока действия кредитной программы сохранит занятость на уровне 90% и выше от своей нынешней штатной численности;
-
установить специальную федеральную доплату на три месяца с 15 апреля по 15 июля 2020 г. для сотрудников социальных учреждений;
-
предоставить индивидуальным предпринимателям, занятым в пострадавших отраслях экономики, налоговый вычет в размере одного МРОТ в отношении страховых взносов.
Эти предложения послужили основанием для принятия комментируемого Закона.
Кто подпадает под освобождение
Статьей 2 Закона предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей за II квартал 2020 г. субъектов МСП, а также ряда некоммерческих и религиозных организаций. А статьей 3 Закона для них установлены нулевые тарифы страховых взносов с выплат за апрель, май и июнь 2020 г. Рассмотрим, кто именно относится к этим лицам.
Субъекты МСП
От уплаты налогов и страховых взносов за II квартал 2020 г. освобождены индивидуальные предприниматели и организации, включенные на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом они должны вести деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за распространения коронавируса (п. 1 ст. 2, ст. 3 Закона).
Поясним, почему здесь упоминается налоговая отчетность 2018 г. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего года. Исключение сведений из реестра производится тоже 10 августа текущего года, в частности, если компания не представила налоговую отчетность за предшествующий календарный год. Таким образом, включение в реестр на основании налоговой отчетности за 2019 г. произойдет только 10 августа 2020 г. Поэтому в п. 1 ст. 2 Закона и говорится о лицах, которые включены в реестр на основании налоговой отчетности за 2018 г., то есть о тех лицах, которые на сегодняшний момент значатся в реестре.
Пунктом 3 ст. 2 Закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели признаются ведущими деятельность в соответствующей пострадавшей отрасли в том же порядке, который применяется для определения лиц, на которых распространяется продление сроков уплаты налогов и сборов. Напомним, что такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.
В соответствии с ним принадлежность компании к наиболее пострадавшим отраслям определяется по коду ее основного вида деятельности, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г. Этот код должен быть приведен в Перечне отраслей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Подробнее о продлении срока уплаты налогов и сборов в 2020 г. см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 14, 2020.
Некоммерческие и религиозные организации
Согласно п. 1 ст. 2 Закона, помимо субъектов МСП, под освобождение от налогов и страховых взносов за II квартал 2020 г. подпадают организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются:
-
получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
-
получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
-
получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
-
исполнителями общественно полезных услуг;
-
поставщиками социальных услуг.
Также освобождение распространяется на некоммерческие и религиозные организации, указанные в подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ. Речь идет о:
-
централизованных религиозных организациях;
-
религиозных организациях, входящих в структуру централизованных религиозных организаций;
-
социально ориентированных некоммерческих организациях, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
-
иных некоммерческих организациях, включенных в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Освобождение, за исключением централизованных религиозных организаций, предоставляется на основании сведений из реестра социально ориентированных некоммерческих организаций и реестра пострадавших некоммерческих организаций, которые федеральные органы исполнительной власти должны до 1 июля 2020 г. передать в ФНС России (подп. 2 п. 2 ст. 2 Закона).
Что касается централизованных религиозных организаций, то они должны до 20 июня 2020 г. представить в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти сведения в электронной форме (с указанием ИНН) о религиозных организациях, входящих в их структуру, и о социально ориентированных некоммерческих организациях, учредителями которых являются такие централизованные религиозные организации и (или) религиозные организации, входящие в структуру таких централизованных религиозных организаций (подп. 1 п. 2 ст. 2 Закона). Для получения освобождения от уплаты налогов и страховых взносов эти сведения уполномоченный орган также до 1 июля 2020 г. должен передать в ФНС России (подп. 2 п. 2 ст. 2 Закона).
Какие налоги и страховые взносы не уплачиваются
По налогу на прибыль предусмотрено освобождение от уплаты:
-
ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2020 г.;
-
авансовых платежей за отчетные периоды четыре месяца, пять месяцев, шесть месяцев 2020 г., за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за отчетный период три месяца;
-
авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за полугодие 2020 г., за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за I квартал.
Освобождение от уплаты также распространяется на:
-
акцизы за апрель, май, июнь 2020 г.;
-
водный налог за II квартал 2020 г.;
-
НДПИ за апрель, май, июнь 2020 г.;
-
авансовый платеж по ЕСХН за полугодие 2020 г.;
-
авансовый платеж по УСН за полугодие 2020 г., уменьшенный на сумму авансового платежа за I квартал 2020 г.;
-
ЕНВД за II квартал 2020 г.;
-
транспортный налог и авансовые платежи по нему за период владения транспортным средством с 1 апреля по 30 июня 2020 г. по транспортным средствам, используемым (предназначенным для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
-
налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 г.;
-
земельный налог и авансовые платежи по нему за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 г. по объектам, используемым (предназначенным для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
-
налог на имущество физических лиц за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 г. по объектам, используемым (предназначенным для использования) в предпринимательской деятельности;
-
авансовый платеж по НДФЛ за полугодие 2020 г., уменьшенный на сумму авансового платежа за I квартал 2020 г. (для предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой);
-
торговый сбор за II квартал 2020 г.
При исчислении (перерасчете) суммы налога, подлежащего уплате в связи с применением ПСН в 2020 г., из количества дней срока, на который выдается патент, исключаются календарные дни, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 г. (п. 4 ст. 2 Закона).
Нулевые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством применяются к выплатам и иным вознаграждениям в пользу физических лиц, начисленным за апрель, май, июнь 2020 г. (ст. 3 Закона).
Задолженность и проценты по кредиту на поддержку занятости
Предложение президента о списании суммы кредита на поддержку занятости и процентов по нему реализовано постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности».
При списании задолженности по кредиту и процентам у компании возникнет экономическая выгода (доход). Но облагаться налогом на прибыль она не будет. Новым подп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, введенным рассматриваемым Законом, предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключенному налогоплательщиком кредитному договору. При этом необходимо выполнение следующих условий:
-
кредит предоставлен в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
-
в отношении кредитного договора кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Аналогичные положения и условия для освобождения от налогообложения доходов от списания задолженности по вышеуказанному кредиту и процентов по нему установлены и для плательщиков НДФЛ (новый п. 62.2 ст. 217 НК РФ).
Безвозмездная передача имущества
В главы 21, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ внесены изменения, касающиеся безвозмездной передачи имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (далее — имущество для борьбы с коронавирусом, имущество).
Безвозмездная передача этого имущества органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается объектом налогообложения по НДС (новый подп. 5.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). «Входной» налог по такому имуществу можно принять к вычету (новый п. 2.3 ст. 171 НК РФ), и восстанавливать его при безвозмездной передаче имущества вышеуказанным лицам не нужно (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).
Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества для борьбы с коронавирусом (включая денежные средства) можно учесть во внереализационных расходах (новый подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ). Датой их признания является день передачи имущества (новый подп. 13 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Налогоплательщики, применяющие ЕСХН и УСН, смогут учесть эти расходы на основании новых подп. 24.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ и подп. 23.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ соответственно.
Доходы в виде стоимости такого имущества, безвозмездно полученного органами государственной власти и управления и (или) органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (новый подп. 11.3 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Еще один вид внереализационных расходов, связанных с безвозмездной передачей имущества, установлен новым подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ. В соответствии с ним в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде стоимости имущества (в том числе денежные средства), безвозмездно переданного следующим некоммерческим организациям:
1) социально ориентированным НКО, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются:
-
получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
-
получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
-
получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
-
исполнителями общественно полезных услуг;
-
поставщиками социальных услуг;
2) централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
-
иным НКО, включенным в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Эти расходы некоммерческих организаций нормированы. Они учитываются для целей налогообложения в размере не более 1% выручки от реализации (новый подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ) и признаются на дату передачи имущества (новый подп. 13 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Прочие поправки
В связи с предоставлением выплат из бюджета не только медицинским, но и социальным работникам в новой редакции изложен п. 81 ст. 217 НК РФ. Согласно ей выплаты из бюджета стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, не облагаются НДФЛ.
Предложение президента о предоставлении индивидуальным предпринимателям налогового вычета по страховым взносам реализовано в новом п. 1.1 ст. 430 НК РФ. Им установлено, что индивидуальные предприниматели пострадавших отраслей за расчетный период 2020 г. уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 20 318 руб. Напомним, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ в 2020 г. предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 руб. То есть для бизнесменов пострадавших отраслей этот размер был снижен на 1 МРОТ, равный 12 130 руб. (32 448 руб. – 12 130 руб. = 20 318 руб.). Определять, относится ли бизнесмен к занятым в пострадавших отраслях, нужно в том же порядке, что и при продлении срока уплаты налогов. То есть код основного вида деятельности, указанный в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г., должен соответствовать одному из кодов в Перечне пострадавших отраслей экономики, утвержденном Правительством РФ.