Вопросом, вынесенным в заголовок, задаются организации, которые не могут претендовать на «антивирусную» отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и хотят растянуть период расчетов с бюджетом по нормам НК РФ. Из разъяснений Минфина России можно сделать вывод, что данный вопрос будет решаться отдельно в каждом конкретном случае (письма от 17.06.2020 № 03-02-07/1/52124, № 03-02-07/1/52128, № 03-02-07/1/52130, № 03-02-07/1/52133, от 11.06.2020 № 03-02-07/1/50759).
Кому положена поблажка
Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов установлен в ст. 64 НК РФ. Согласно п. 2 указанной нормы смягчить бремя уплаты налогов могут лица, финансовое положение которых не позволяет перечислить в бюджет этот налог в установленный срок. При этом имеются достаточные основания полагать, что такая возможность у них возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.
Одним из оснований для получения отсрочки (рассрочки) является причинение лицу, обратившемуся за отсрочкой (рассрочкой), ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок получения
Если организация претендует на отсрочку (рассрочку) по уплате налога по данному основанию, то она должна к соответствующему заявлению приложить:
-
заключение о факте наступления в отношении нее обстоятельств непреодолимой силы;
-
акт оценки причиненного ей ущерба в результате указанных обстоятельств.
Такие требования установлены в п. 5.1 ст. 64 НК РФ. Данные документы составляются органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 5.1 ст. 64 НК РФ).
Как видите, форс-мажор необходимо документально подтвердить. Причем такие документы должны быть составлены определенными органами (организациями). В своих разъяснениях финансисты отметили, что Налоговый кодекс не содержит указания на конкретные органы исполнительной власти (государственные органы, органы местного самоуправления) или организации ввиду наделения различных органов и организаций полномочиями в части, например, составления актов оценки причиненного ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Признаки непреодолимости
Из положений п. 3 ст. 401 ГК РФ можно сделать вывод, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. С такой трактовкой согласен Пленум Верховного суда РФ. В пункте 8 постановления от 24.03.2016 № 7 высшие арбитры указали следующее.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
А в постановлении от 21.06.2012 № 3352/12 Президиум ВАС РФ отметил, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта. В ее основе должна лежать объективная, а не субъективная непредотвратимость.
В постановлении Правления ТПП России от 23.12.2015 № 173-14 перечислены обстоятельства непреодолимой силы. Это стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие независящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Как видите, угроза распространения новой коронавирусной инфекции обладает признаками обстоятельства непреодолимой силы. Об этом свидетельствует, в частности Указ мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». В пункте 18.1 этого документа сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является в сложившихся условиях чрезвычайным и неотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы.
Отсрочка с персональным подходом
Итак, мы разобрались, что с точки зрения гражданского законодательства эпидемия коронавируса подпадает под обстоятельства непреодолимой силы. Следовательно, по данному основанию организации могут претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.
К сожалению, Минфин России не дал конкретного ответа на вопрос, можно ли в целях получения отсрочки рассматривать эпидемию коронавируса как обстоятельство непреодолимой силы. Финансисты лишь привели правовую позицию, изложенную в Обзоре Президиума Верховного суда по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (утвержден 24.04.2020). В нем указано, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация. В связи с этим существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Из приведенной правовой позиции следует, что предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов будет рассматриваться отдельно в каждом конкретном случае. При этом компаниям необходимо получить вышеназванные документы, подтверждающие факт наступления обстоятельств непреодолимой силы и размер нанесенного ущерба.