Во вторник, 30 июня, заместитель главного экономиста Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Эндрю Меттерс на конференции Argus представил прогноз ассоциации. Потребление авиатоплива в мире в 2020 г. сократится примерно до 220 млрд литров, или на 40% относительно показателя 2019 г. (350 млрд литров) в результате резкого снижения числа авиаперевозок. Международные пассажирские авиаперевозки вернутся на докризисный уровень лишь в 2023—2024 гг., восстановление внутренних авиаперевозок может произойти уже в 2021 г.
Как отмечает Argus, в своих прогнозах IATA исходит из экспертной оценки, согласно которой стоимость авиатоплива на мировом рынке в 2020 г. составит в среднем около 37 долл./барр., а в 2021 г. по мере роста спроса на нефть и нефтепродукты увеличится до 50 долл./барр. По данным Э. Меттерса, расходы на керосин составляют около 25% эксплуатационных затрат авиакомпаний. Он уточняет: «Но компании сейчас обращают внимание не на цену топлива, их задача — просто выжить. Большинство воздушных судов находится на стоянках. Когда они начнут совершать авиаперелеты в большем объеме, текущий уровень цен на нефтепродукты, конечно, сыграет им на руку... Но низкие цены на авиакеросин не являются гарантией рентабельности авиаперевозок».
Argus отмечает, что в России поставки авиатоплива на внутренний рынок в июне начали восстанавливаться в связи с ростом количества внутренних авиарейсов, а международное авиасообщение по-прежнему приостановлено. Железнодорожные отгрузки авиатоплива с НПЗ и нефтебаз 1—17 июня увеличились в посуточном выражении примерно на 26,8% по сравнению с маем, но уменьшились на 20% относительно июня 2019 г., до 19,22 тыс. т/сут., по данным железнодорожных экспедиторов. По данным аналитической компании Vortexa, экспорт керосина из России в июне также увеличился по сравнению с прошлым месяцем. К 18 июня объем этих отгрузок вырос до 5,22 тыс. т/сут. (93,93 тыс. т) по сравнению с 3,61 тыс. т/сут. (112,04 тыс. т) — за весь май. В настоящее время основными направлениями отгрузок керосина из российских портов являются Швеция и Финляндия.
IATA обращает внимание на то, что процесс возобновления пассажирских авиаперевозок идет неравномерно по регионам мира, а на грузовых перевозках пандемия отразилась гораздо меньше, чем на пассажирских. Ассоциация прогнозирует, что объем авиаперевозок резко вырастет в 2021 г., тем не менее их уровень останется ниже значений 2019 г. Ассоциация ожидает увеличения объема грузовых перевозок, выраженного в тоннокилометрах, на 25% в 2021 г. по сравнению с 2020 г. или на 3% по сравнению с 2019 г. Объем пассажирских перевозок (в пассажирокилометрах) увеличится в следующем году на 55%, но останется на 29% ниже показателя 2019 г.
Дело в том, что грузовые авиаперевозки в текущем году пострадали меньше, чем пассажирские. Кроме того, некоторые авиакомпании в период пандемии начали использовать пассажирские самолеты для грузовых перевозок. В апреле объем мировых грузовых авиаперевозок сократился в тоннокилометрах на 28% по сравнению с апрелем 2019 г., а пассажирские перевозки снизились в пассажирокилометрах на 95%.
Восстановление авиаперевозок началось во второй половине мая. Пик падения пришелся на середину апреля, когда среднее количество авиарейсов в мире в сутки снизилось на 83% по сравнению с показателем 1 января 2020 г. По состоянию на 14 июня число перелетов вышло на уровень, который ниже показателя 1 января на 70%.
Авиаперевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и Северной Америке восстанавливаются немного быстрее, чем в других регионах мира, что связано с большим объемом рынка внутренних авиаперевозок в США и Китае.
В мае загрузка аэропортов России уменьшилась на 55,8% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, до 69,1 тыс. рейсов. За первые пять месяцев года число полетов сократилось на 26,3% по сравнению с январем — маем 2019 г., до 493,1 тыс. рейсов, согласно оперативным данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).