В постановлении от 16.06.2020 по делу № А55-13178/2019 АС Поволжского округа подробно разъяснил, в каком случае премия, выплаченная работникам в связи с юбилеем компании, относится к оплате труда и подлежит обложению страховыми взносами.
Суть дела
Компания в соответствии с положением об оплате труда и премировании выплатила премию в связи со своим 50-летним юбилеем. Премию получили работники, имеющие стаж работы в компании не менее одного года, у которых нет дисциплинарных взысканий. Положением установлено, что размер премии не может превышать 30% заработной платы, а конкретный размер премии определяется приказом генерального директора.
Компания считала, что премия носит социальный характер и не связана с достижением производственных показателей, поэтому не облагала ее страховыми взносами.
При проведении проверки налоговая инспекция начислила на премию страховые взносы и привлекла компанию к ответственности по ст. 122 НК РФ. По мнению проверяющих, премия носит стимулирующий характер, так как связана с надлежащим выполнением работниками своих обязанностей и рассчитывается исходя из заработной платы.
Не найдя поддержки в вышестоящем налоговом органе, компания обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций признали доначисление страховых взносов законным. При рассмотрении дела они руководствовались правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 215/13. Согласно ей судам необходимо учитывать характер выплаченной премии, а именно, подпадает ли она под содержание ст. 15, 16, 56, 57, 129, 135, 191 ТК РФ. Если подпадает, то разовая премия связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, имеет стимулирующий характер и является элементом оплаты труда.
Суды указали, что выплаченная в связи с юбилеем компании премия носит стимулирующий характер. Ее выплата предусмотрена положением об оплате труда и премировании (далее — положение). В трудовых договорах с работниками указано, что до подписания договора производится их ознакомление с внутренними локальными нормативными документами работодателя по оплате труда. Следовательно, возможность получения спорной премии потенциальный сотрудник учитывает при оценке целесообразности работы в компании. А значит, премия способствует привлечению необходимых специалистов.
Согласно положению премия выплачивается не всем работникам, а только имеющим стаж работы в компании на дату издания приказа о премировании не менее года. Такое ограничение стимулирует работника продолжать свою деятельность в компании.
Расчет премии производится исходя из размера зарплаты работника, включая доплаты за совмещение, переработку, работу в выходные и праздничные дни, компенсацию за вредные условия труда. Исходя из этого, суды пришли к выводу, что характер расчета премии устанавливает прямую зависимость от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой работы. Об этом свидетельствует также то, что премия выплачивалась только тем работникам, у которых имелись начисления зарплаты за предшествующие 12 месяцев. В списки получателей не были включены работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно учетной политике компании спорная премия относится на себестоимость продукции. По данным бухгалтерского учета премия была начислена за счет расходов по обычным видам деятельности. То есть компания включила премию в расходы на оплату труда. Суды отметили, что в случае отнесения премий к социальным выплатам (премии к юбилею, праздникам и т.д.) в бухучете делается проводка:
Дебет 91 Кредит 70 — начислена премия за счет прочих расходов.
В справках по форме 2-НДФЛ сумма премии отражена по коду 2002 — «суммы премий, выплачиваемых за производственные результаты и иные подобные показатели, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (выплачиваемые не за счет средств прибыли организации, не за счет средств специального назначения или целевых поступлений)». Между тем премии к юбилейным датам, праздникам, премии в виде дополнительного материального стимулирования и иные премии, не связанные с выполнением трудовых обязанностей, должны показываться по коду 2003.
Суды отвергли ссылку компании на пункт положения, согласно которому спорная премия не относится к оплате труда, поскольку он противоречит действующему законодательству. При этом они сослались на п. 86.3 приказа Росстата от 26.10.2015 № 498. Им предусмотрено, что выплаты, связанные с праздничными днями и юбилейными датами, относятся к единовременным поощрительным выплатам, входящим в фонд оплаты труда.
Суды также отвергли ссылку компании на определения Верховного суда РФ от 27.12.2017 № 310-КГ17-19622, от 18.12.2017 № 309-КГ17-19423, от 06.04.2017 № 306-КГ17-2349, поскольку в них рассматривались социально значимые выплаты, рассчитанные в равном размере всем работникам без привязки к результатам труда.
В итоге они отказали компании в признании доначисления страховых взносов необоснованным.
Отметим, что, по мнению Минфина России, премии к праздникам и памятным датам подлежат обложению страховыми взносами, поскольку производятся в рамках трудовых отношений и не указаны в перечне необлагаемых выплат, приведенном в ст. 422 НК РФ (письма от 25.10.2018 № 03-15-06/76608, от 07.02.2017 № 03-15-05/6368).