Если международным договором РФ по вопросам налогообложения не установлено, что дивидендом является сумма, пропорциональная доле в уставном капитале, дивидендами считается вся сумма, в том числе выплаченная непропорционально доле участия (постановление АС Дальневосточного округа от 30.06.2020 по делу № А59-8433/2018).
Суть дела
Российское ООО имеет двух участников: кипрскую компанию с долей участия в уставном капитале 49% и российскую организацию с долей участия 51%. Согласно Уставу чистая прибыль общества распределяется следующим образом: в пользу кипрского участника — 99%, в пользу российского участника — 1%.
В соответствии с этим порядком ООО распределило чистую прибыль. Руководствуясь положениями п. 1 ст. 43 НК РФ, в качестве дивидендов для целей налогообложения ООО рассматривало только суммы выплаты, пропорциональные доле участников в уставном капитале. Поэтому из 99% чистой прибыли, подлежащей выплате кипрскому участнику, оно удержало налог на прибыль только с 49%. При этом она применяла льготную налоговую ставку 5%, установленную Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. (далее — Соглашение). С остальной 50%-ной части выплаты в пользу кипрского участника общество налог не удерживало.
При проведении проверки налоговики посчитали, что вся выплаченная кипрскому участнику сумма является дивидендами. В связи с этим они доначислили налог на прибыль на часть, выплаченную непропорционально доле участия.
Не согласившись с доначислением, ООО обратилось в суд.
Решение первой инстанции и апелляции
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали общество. Они указали, что согласно п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом для целей налогообложения признается любой доход, полученный участником от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, пропорционально доле участника в уставном капитале этой организации. Следовательно, часть чистой прибыли, выплаченная участникам непропорционально их долям, не признается для целей налогообложения дивидендами.
Суды отметили, что аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 30.07.2012 № 03-03-10/84. Кроме того, до выплаты дивидендов ООО обращалось в областное управление ФНС России за разъяснениями о порядке налогообложения дивидендов, выплачиваемых непропорционально долям в уставном капитале. И управление подтвердило, что если Уставом общества установлена выплата прибыли участникам непропорционально их долям в уставном капитале, часть чистой прибыли, распределенная непропорционально долям, не признается для целей налогообложения дивидендами, а рассматривается как выплата за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов. Соответственно, общество освобождается от обязанностей налогового агента по удержанию налога с дохода, превышающего сумму, выплаченную пропорционально доле иностранного участника.
В результате суды пришли к выводу, что доначисление инспекцией суммы налога на прибыль является неправомерным.
Позиция кассации
Окружной суд с выводом первой инстанции и апелляции не согласился. Он отметил, что исходя из правовой позиции, высказанной Верховным судом РФ в Определении от 06.03.2018 № 304-КГ17-8961, международный договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.
В Соглашении указано, что термин «дивиденды» означает доходы, дающие право на участие в прибылях. К ним также относятся доходы, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством государства, резидентом которого является выплачивающая дивиденды компания. В тексте Соглашения нет условия о том, что дивидендами является доход, распределенный пропорционально доле в уставном капитале организации.
Таким образом, выплаченные кипрскому участнику суммы представляют собой доход от участия в капитале российского ООО. И для целей налогообложения эти денежные средства рассматриваются как дивиденды, полученные иностранной компанией от российской. Соответственно, ООО было обязано, как налоговый агент, удержать налог по льготной ставке 5% со всей выплаченной кипрскому участнику суммы.