Тур или бронирование из-за COVID-19 не состоялись: можно получить равнозначные услуги или вернуть деньги

| статьи | печать

Правительство РФ утвердило особенности исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, а также отмены либо переноса бронирования места в гостинице. Соответствующие постановления от 20.07.2020 № 1073 и № 1078 вступили в силу 24 июля 2020 г.

Несостоявшийся тур

Порядок взаимоотношений гражданина с туроператором (турагентом) по договору, заключенному по 31 марта 2020 г. включительно, установлен постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 № 1073 (далее — Порядок). Он распространяется на всех туроператоров (турагентов), работающих в сферах внутреннего, въездного и выездного туризма.

Если гражданин из-за ситуации с коронавирусом не смог отправиться в тур, приобретенный по договору до 31 марта 2020 г., он может:

1) в рамках этого договора получить от туроператора (турагента) равнозначный туристский продукт. Под ним понимается туристский продукт, потребительские свойства которого соответствуют туристскому продукту, предусмотренному договором.

Потребительские свойства — это программа пребывания, маршрут и условия путешествия, условия проживания (место нахождения средства размещения, категория гостиницы) и питания, услуги по перевозке туриста в месте временного пребывания, а также дополнительные услуги.

По соглашению сторон потребительские свойства равнозначного туристского продукта могут быть изменены (п. 2 Порядка). О том, что туроператор принял решение о предоставлении равнозначного туристского продукта, он должен уведомить гражданина и (или) турагента не позднее 22 сентября 2020 г. Если тур приобретался у турагента, он обязан направить уведомление гражданину в течение одного рабочего дня после его получения от туроператора (п. 3 Порядка). Равнозначный туристский продукт должен быть предоставлен гражданину в согласованный с ним срок, но не позднее 31 декабря 2021 г. (п. 2 Порядка). Если в вышеуказанный срок туроператор не направил гражданину уведомление о предоставлении равнозначного туристского продукта, он возвращает гражданину деньги не позднее 31 декабря 2020 г. (п. 7 Порядка);

2) расторгнуть договор, в том числе при отказе от равнозначного туристского продукта, и потребовать назад свои деньги. В общем случае туроператор (турагент) обязан возвратить гражданину денежные средства не позднее 31 декабря 2021 г. (п. 5 Порядка). Если же возраст гражданина 65 лет и старше или он в период с 24 июня по 31 декабря 2020 г. находится в трудной жизненной ситуации, возврат денег должен быть произведен в течение 90 календарных дней с даты получения от такого гражданина требования о возврате денег, но не позднее 31 декабря 2021 г. (п. 6 Порядка). Под трудной жизненной ситуацией понимается любое из следующих обстоятельств:

  • наличие у гражданина инвалидности, подтвержденной в установленном порядке;

  • временная нетрудоспособность сроком более двух месяцев подряд;

  • регистрация гражданина в качестве безработного, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

При возврате денег туроператор (турагент) уплачивает гражданину проценты за пользование его денежными средствами в размере 1/365 ключевой ставки Банка России, действующей на 24 июля 2020 г., за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления гражданином требования о возврате денег до дня их возврата (п. 8 Порядка).

Бронирование

Правила отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения установлены постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 № 1078 (далее — Правила). Они действуют только при бронировании на территории РФ (п. 1 Правил).

Принципы отмены и переноса бронирования такие же, как и при переносе и отмене тура. Так, гражданин, который в связи с введением в РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации не смог воспользоваться забронированными услугами по размещению, может получить от исполнителя равнозначные услуги размещения (п. 3 Правил). Под ними понимается предоставление услуг размещения, потребительские свойства которых соответствуют ранее произведенному заказчиком бронированию, в том числе соответствующих услуг питания и других дополнительных услуг, входящих в стоимость номера в средстве размещения. Категория гостиничного номера должна быть не ниже категории, предусмотренной бронированием (п. 4 Правил).

Предоставление равнозначных услуг размещения производится с сохранением цены места размещения (номера в гостинице). Это означает, что услуги оказываются без взимания дополнительной платы, в том числе в случае, если стоимость равнозначных услуг размещения на момент их фактического оказания окажется выше цены номера в средстве размещения по состоянию на дату бронирования (п. 4 Правил).

Предоставление равнозначных услуг размещения производится путем переноса бронирования на более поздний срок, определяемый дополнительно по соглашению с гражданином. Перенос бронирования может быть произведен в течение 18 месяцев с даты первоначального бронирования, но не позднее 31 декабря 2021 г. (п. 3 Правил). При принятии исполнителем решения о предоставлении равнозначных услуг размещения он должен уведомить об этом гражданина не позднее 22 сентября 2020 г. (п. 4 Правил). Если уведомление в этот срок не было направлено, исполнитель возвращает гражданину уплаченные за бронирование деньги не позднее 31 декабря 2020 г. (п. 7 Правил).

Гражданин может отказаться от бронирования или от равнозначных услуг размещения и получить назад свои деньги. Сроки возврата денег такие же, как и при возврате денег за неиспользованный тур (в общем случае — не позднее 31 декабря 2021 г., а гражданам 65 лет и старше, а также оказавшимся в трудной жизненной ситуации — в течение 90 календарных дней с даты предъявления требования о возврате, но не позднее 31 декабря 2021 г.) (п. 5, 6 Правил). При возврате денег исполнитель уплачивает проценты в том же размере и порядке, как и при возврате денег за несостоявшийся тур.