Законы с обязательными требованиями, на основании которых госорганы проводят контрольные мероприятия, приведут в порядок. С 2021 г. можно будет не соблюдать неотмененные акты, вступившие в силу до 2020 г. Также изменятся требования к проверкам. Появятся такие профилактические мероприятия, как стимулирование добросовестности, профилактический визит, консультирование. Будут действовать единые реестр контрольных (надзорных) мероприятий, реестр видов контроля (надзора), а также информационная система досудебного обжалования.
Президент подписал два закона, которые касаются проведения проверок и других контрольных мероприятий, а также установления обязательных правил. Первый — Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательных требованиях). В нем предусмотрена «регуляторная гильотина», то есть все ранее действовавшие правила с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при государственном контроле или надзоре, отменят. Закон вступит в силу с 01.11.2020, за исключением отдельных положений, которые начнут действовать в иные сроки.
Второй — Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о контроле). В нем предусмотрены положения о проведении контрольных мероприятий. Он начнет действовать с 01.07.2021 (но многие его нормы вступят в силу еще позже).
«Регуляторная гильотина»
В Законе об обязательных требованиях указано, что до 2021 г. Правительство РФ должно обеспечить признание утратившими силу (не действующими) и отмену нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Речь идет о нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР.
Даже если эти акты не признают недействующими или не отменят, то с 2021 г. требования, установленные в них, можно будет не соблюдать (при условии, что они вступили в силу до 2020 г.).
Однако Правительство РФ может определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых эти правила не будут применяться. «Регуляторная гильотина» не распространится на требования, составляющие гостайну, на отношения в сфере обороны и гособоронзаказа, государственной, атомной и ядерной безопасности, налогов, а также на требования Банка России.
Новые нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, будут вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования документа, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ. Это правило не распространяется на некоторые нормативные правовые акты. Например, принятые в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и др. Эти положения вступят в силу с 01.02.2021.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо будет считаться добросовестно соблюдающим обязательные требования, и его не оштрафуют, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц будет создан реестр обязательных требований, содержащий перечень таких требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроках действия. Эта норма вступит в силу с 01.03.2021.
Еще закон предусматривает возможность установления на определенный период времени и на определенной территории экспериментального правового режима. То есть можно будет не соблюдать обязательные требования или будут предусмотрены некоторые послабления.
Закреплено, что федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять их смысл и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований. Но при этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обязаны руководствоваться официальными разъяснениями обязательных требований. Если лицо руководствовалось в своей работе официальными разъяснениями, то его действия нельзя будет расценить как нарушение обязательных требований.
Контроль и надзор
В Законе о контроле предусмотрен порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий. В нем указано, что будут действовать Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, а также Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Отсутствие вида контроля в реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.
С 2023 г. судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц будет возможно только после их досудебного обжалования. Обжаловать решения можно будет через единую информационную систему досудебного обжалования.
Появятся такие профилактические мероприятия, как стимулирование добросовестности, профилактический визит, консультирование. Например, профилактический визит будет проводиться инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности компании либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита компанию проинформируют об обязательных требованиях. Можно будет отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита новым компаниям не позднее чем в течение одного года с момента начала деятельности. А если при проведении профилактического визита будет установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда или такой вред причинен, инспектор незамедлительно направит информацию об этом уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Также будут проводиться контрольная и мониторинговая закупки, инспекционный визит, рейдовый осмотр.
Контрольно-надзорные органы будут определять способы проверок, их частоту на основе системы управления рисками: при плановом контроле — категорией риска, при внеплановом — выявлением индикатора риска.
Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Такую оценку будут проводить организации, не зависимые от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованные в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции. Если у компании будет заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований от такой независимой организации, то в отношении нее плановые контрольные (надзорные) мероприятия в течение срока действия заключения не будут проводить, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.