В споре, рассмотренном АС Волго-Вятского округа в постановлении от 26.06.2020 по делу № А11-9529/2016, суды разъяснили, почему затраты на страхование коммерческих кредитов нельзя включить в расходы по налогу на прибыль.
Суть дела
Компания продавала товары на условиях коммерческого кредита в виде отсрочки или рассрочки оплаты. Она заключила со страховой организацией договор комплексного страхования коммерческих кредитов. По условиям договора объектом страхования являются имущественные интересы компании, связанные с ее предпринимательским риском. Этот риск заключается в вероятности возникновения убытков в результате неисполнения покупателем своих обязательств по оплате поставленного товара на условиях коммерческого кредита. Суммы уплаченной страховой премии компания включала в расходы по налогу на прибыль на основании п. 1 ст. 263 НК РФ.
В ходе выездной проверки налоговая инспекция посчитала неправомерным включение в расходы затрат на страхование коммерческих кредитов. По мнению налоговиков, данный вид страхования не включен в перечень видов добровольного страхования, расходы по которым учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Компания с этим не согласилась. Пункт 1 ст. 263 НК РФ допускает учет в расходах страховых взносов по договорам доб- ровольного имущественного страхования, перечисленных в этой норме. В частности, это может быть страхование материально-производственных запасов и иного имущества, используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. По мнению компании, п. 1 ст. 263 НК РФ не содержит закрытого перечня договоров имущественного страхования, расходы по которым можно учесть при расчете налога на прибыль. В нем также нет указаний, что в расходах учитываются только затраты на страхование риска гибели (повреждения) имущества без учета убытков и/или иных видов упущенной выгоды от наступления страхового случая.
Налоговый кодекс не содержит расшифровки понятия «виды добровольного имущественного страхования». Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ данное понятие должно использоваться в том значении, в котором применяется в других отраслях законодательства. В пункте 1 ст. 927 ГК РФ указано, что добровольное и обязательное страхование производится на основании договоров имущественного или личного страхования. Из этого компания сделала вывод, что все предусмотренные ГК РФ виды договоров страхования, не относящиеся к личному, считаются договорами страхования имущества (имущественного страхования). В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы такие имущественные интересы, как риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества, риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.
По мнению компании, договор комплексного страхования коммерческих кредитов заключен в целях компенсации ее убытков в виде упущенной выгоды. Расходы в виде страховых премий, выплаченных по договору, являются экономически оправданными, направленными на получение налогооблагаемого дохода (страхового возмещения при наступлении страхового случая). При отсутствии страхования данного риска компания вынуждена была бы списать дебиторскую задолженность недобросовестных контрагентов, уклоняющихся от ее погашения, как безнадежную, то есть уменьшить доходы в целях налогообложения.
Не найдя поддержки в вышестоящем налоговом органе, компания обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций согласились с налоговиками. Они указали, что перечень видов добровольного страхования, приведенный в п. 1 ст. 263 НК РФ, является закрытым. Добровольное страхование коммерческих кредитов (предпринимательских рисков) в данном перечне не поименовано. В нем есть лишь добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, добровольное страхование риска ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства и (или) со строительством олимпийских объектов, добровольное страхование имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт.
Суды отметили, что по договору со страховой организацией компания застраховала не имущество, а имущественные интересы, связанные с предпринимательским риском. Налоговый кодекс в понятие «имущество» не включает имущественные права (п. 2 ст. 38 НК РФ). Налоговая инспекция сделала верный вывод о том, что страхование коммерческих кредитов является страхованием имущественного права. А данный вид страхования не включен в перечень видов добровольного страхования, расходы по которым учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Суды отвергли довод компании о том, что все договоры, которые не относятся к личному страхованию, считаются договорами страхования имущества. В главе 48 ГК РФ выделено несколько видов договоров имущественного страхования:
-
страхование непосредственно имущества (ст. 930 ГК РФ);
-
страхование ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ);
-
страхование ответственности по договору (ст. 932 ГК РФ);
-
страхование предпринимательского риска (ст. 933 ГК РФ).
Таким образом, понятие имущественного страхования — более широкое по отношению к страхованию имущества. Договор страхования предпринимательского риска не является подвидом договора страхования имущества.