Может ли налоговая инспекция требовать у налогоплательщика документы о его контрагенте до того, как сделка с ним состоялась? Суды считают, что у налоговиков есть такое право. Пример — постановления АС Поволжского округа от 04.08.2020 по делу № А12-43956/2019 и от 01.09.2020 по делу № А12-43958/2019.
Суть дела
После проведения выездной проверки за период 2015—2017 гг. налоговики истребовали у организации документы по сделкам с ее контрагентом. В качестве идентификатора конкретной сделки в требовании указан договор от 14.08.2018. К этому документу были запрошены спецификации, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, путевые листы, акты выполненных работ (оказанных услуг), а также карточки по счетам, оборотно-сальдовые ведомости, акты о зачете взаимных требований и акты сверок по взаимоотношениям с этими контрагентами. В полученном требовании о представлении документов налоговики указали период возможного составления истребуемых документов с 01.01.2018 по 19.09.2019.
Организация решила, что налоговики завысили свои полномочия, так как запрос документов вне рамок налоговой проверки, в соответствии с перечнем и объемом документов, указанным в требованиях, не соответствует нормам НК РФ. Кроме того, из требования следовало, что компания должна представить документы по контрагенту за период до даты заключения с ним договора, а такие действия уже не подпадают под истребования документов по конкретной сделке, как того требует ст. 93.1 НК РФ.
Компания подала иск в суд о признании недействительным требования налогового органа.
Решение арбитров
Три судебные инстанции не согласились с позицией налогоплательщика о том, что выставленные инспекцией требования составлены с нарушениями норм НК РФ. Арбитры отклонили довод организации о незаконности требования информации и документов за период до заключения сделки, поскольку налоговый орган самостоятельно определяет период проведения налоговой проверки.
На основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов относительно конкретной сделки, налоговики вправе истребовать документы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих такими документами. Из положений указанной нормы следует, что налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию по конкретной сделке. При этом Налоговый кодекс не предусматривает ограничений по истребованию налоговыми органами указанных документов (информации) у участников сделки либо у иных лиц в зависимости от наличия у таких лиц статуса налогоплательщика или контрагента.
В требовании о представлении документов (информации), адресованном налогоплательщику, должны быть указаны:
наименование запрашиваемых документов и их реквизиты;
иные индивидуализирующие признаки документов;
период, к которому они относятся.
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Из приведенных норм следует, что законом определены как полномочия налогового органа по истребованию у иных лиц документов (информации), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика либо информации о конкретной сделке, так и действия лица, у которого налоговым органом истребованы документы (информация), по исполнению требования. Если же организация не располагает истребуемыми документами (информацией) в связи с отсутствием между контрагентами правоотношений по сделке, то она должна сообщить об этом налоговикам в установленный срок. Это будет являться исполнением требования.
Арбитры отметили, что форма требования утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Спорные требования содержат всю необходимую информацию, предусмотренную данной формой. А указывать в них обоснования истребования соответствующих документов (информации) налоговики не должны. Из положений п. 2 ст. 93.1 НК РФ следует, что определение необходимости той или иной информации о конкретных сделках при проведении налогового контроля вне рамок проведения налоговых проверок отнесено к компетенции налогового органа.
Кроме того, отсутствие в требованиях указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требований, вынесенных на основании полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Отметим, что так же считает и Верховный суд (Определение Верховного суда РФ от 15.09.2017 № 303-КГ17-12370).