Антимонопольный орган разъяснил, что относится к иным техническим средствам территориального размещения, а также распространяются ли требования ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» на рекламу, размещаемую внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств.
Опубликовано письмо ФАС России от 24.09.2020 № ДФ/82787/20 «Об отнесении информационных стендов к рекламным конструкциям».
Требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций закреплены в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе). Но этот перечень рекламных конструкций не является закрытым.
По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (то есть с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.
Закон о рекламе не содержит определения прочной связи конструкции с объектом недвижимого имущества. Вместе с тем, по мнению ФАС России, под иными техническими средствами стабильного территориального размещения понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж или демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.). Такие конструкции при размещении на них рекламы являются рекламными конструкциями.
Если стенды, размещенные у входа в подъезды жилых домов, используются для распространения рекламы, прочно связаны с землей или зданием и их перемещение невозможно без использования специальных приспособлений или инструментов, такие стенды относятся к рекламным конструкциям, размещение которых должно осуществляться в соответствии со ст. 19 Закона о рекламе. То есть требуется разрешение на их установку и эксплуатацию, а также внесение данных конструкций в схему размещения рекламных конструкций.
Однако Закон о рекламе не распространяется на сообщения органов власти и местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой, а также на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Если на информационных стендах, установленных у входа в подъезды жилых домов, размещается такая информация (например, информация об отключении горячего водоснабжения), ст. 19 Закона о рекламе на установку таких стендов не распространяется.
При этом орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, порядок установки и эксплуатации которых не регулируется Законом о рекламе, в соответствующем нормативном акте.
Размещение рекламы внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств, предназначенных для рекламы, Законом о рекламе не запрещено. Также он не содержит специальных требований, предъявляемых к такой рекламе.
Таким образом, требования ст. 19 Закона о рекламе не распространяются на рекламу, размещаемую внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств.