Ассоциация европейского бизнеса зафиксировала в сентябре четвертый с начала 2020 г. рост российского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей и улучшила его прогноз по итогам года. Но в рейтинге европейских авторынков, по данным АА «АВТОСТАТ», Россия опустилась на пятое место.
В сентябре уровень продаж в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по подсчетам Комитета автопроизводителей АЕБ, повысился в годовом сопоставлении на 3,4%, или на 5041 штуку. За месяц реализовано 154 409 таких авто. Это четвертый с начала текущего года случай роста авторынка к соответствующему месяцу 2019 г. (в январе, марте и июле — +1,8, 4,0 и 6,8% соответственно). Напомним также, что в августе наблюдалось минимальное среди отрицательных значений продаж (–0,5%). Таким образом, можно заключить, что в целом III квартал для легкового авторынка сложился успешно.
Но за три квартала 2020 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 13,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., или на 176 587 единиц, и составили 1 094 805 штук. Однако месяцем ранее годовая динамика была заметно хуже — –16,9%.
И вот как комментирует сентябрьские данные председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель: «Впервые в этом году крупнейшие игроки сумели даже показать результаты выше средних по рынку: падение в годовом выражении оказалось менее значительным и составило 13,9%. Надеясь на относительно стабильную ситуацию в IV квартале и отсутствие серьезных ограничений деловой активности, несмотря на ухудшение эпидемиологической ситуации, новый прогноз Комитета автопроизводителей АЕБ более позитивен: 1 552 000 легковых и легких коммерческих автомобилей, что означает снижение на 13,5% по сравнению с прошлым годом».
Напомним, что по окончании 1-го полугодия прогноз на итог 2020 г. Комитета автопроизводителей АЕБ был, по известным причинам, намного пессимистичнее — падение на 23,9%, до 1 339 000 проданных автомобилей.
Вопреки удачному для отечественного авторынка сентябрю, в европейском рейтинге, который ведет аналитическое агентство «АВТОСТАТ», он потерял сразу три позиции.
Согласно данным, полученным агентством в национальных ассоциациях автопроизводителей Европы, лидером по реализации автомобилей в сентябре стала Великобритания, где была продана 328 041 машина (–4,4% год к году). Как отмечают в Британском обществе автопроизводителей и автодилеров (SMMT), несмотря на традиционный для этого месяца всплеск продаж, связанный с грядущим вступлением новых акцизов на транспортные средства, минувший сентябрь стал худшим с 1999 г.
Второе место в европейском первенстве заняла Германия с показателем 265 227 реализованных автомобилей (+8,4%). В Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA) отмечают, что положительный результат обусловлен, в частности, низкой базой прошлого года. В то же время заказы на новые автомобили в сентябре увеличились на 4%.
Третий результат среди европейских авторынков показала Франция — 168 290 машин (–3%). Далее идет Италия, чьи дилеры реализовали 156 132 автомобиля (+9,5%). Итальянская ассоциация автопроизводителей (ANFIA) отмечает, что положительный результат зафиксирован впервые с начала года.
При рассмотрении автомобильного рынка Европы эксперты АА «АВТОСТАТ» учитывают Россию, и наша страна опустилась со второго места сразу на пятое. По предварительным оценкам агентства, продажи легковых автомобилей в прошлом месяце составили порядка 145 тыс. единиц. Правда, без учета легких коммерческих автомобилей (LCV), но и с ними, судя по данным АЕБ, мы ниже итальянцев.
Впрочем, все относительно — при снижении продаж автомобилей месяцем ранее российский авторынок вышел на второе место, а в апреле, при всеобщем обвале продаж из-за пандемии, оно было тоже нашим.