Проводимое лабораторией СберИндекс и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбера еженедельное определение динамики потребительского спроса показало ее существенное падение с 26 октября по 1 ноября. Падение недельных расходов вторую неделю подряд зафиксировал и исследовательский холдинг «Ромир».
Анализ экспертов Сбера показал, что на неделе с 26 октября по 1 ноября падение потребительских расходов существенно ускорилось. Изменение в годовом сопоставлении составило –10,8% после снижения менее чем на 2% неделей ранее. Аналитики отмечают, что общая динамика оказалась худшей с конца мая. Это же они относят отдельно для расходов в непродовольственных товарных категориях (–5,0% год к году) и для сектора услуг (–32,0% соответственно).
Индекс потребительской активности SberIndex.ru за рассматриваемую неделю снизился на 2,3 п. до 71,3 п.
Траты на продовольствие, по определению авторов анализа, характерно растут (+3,1% в годовом измерении), сохраняется высокий спрос на лекарства и медицинские товары (+34,3% соответственно).
Особо эксперты Сбера отмечают, что количество активных торговых точек в непродовольственных товарах и в секторе услуг сократилось за неделю на 0,5%.
По итогам всего октября они фиксируют сокращение трат на товары и услуги на 2,7% год к году. При этом отмечают, что последняя неделя месяца традиционно меньше других по объемам, а воскресенье пришлось уже на ноябрь, из-за чего влияние на общий результат было ограниченным.
И в заключение аналитики Сбера, как и ранее, отмечают, что структура трат однозначно свидетельствует о переключении потребителей в режим снижения рисков, связанных с COVID-19.
Исследовательский холдинг «Ромир» также вторую неделю подряд фиксирует сокращение недельных расходов, но к предыдущей неделе. С 26 октября по 1 ноября объем повседневных расходов типичной российской семьи сократился относительно предыдущей семидневки на 62 руб. (на 1,3%) и остановился на отметке 4555 руб.
Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы недели с 26 октября по 1 ноября, согласно замеру холдинга, оказались выше на 44 руб., или на 1%. Но стоит еще раз обратить внимание, что у «Ромира» речь идет только о тратах на товары повседневного спроса. Думается, их можно назвать «насущными» — от которых трудно отказаться.