Если антимонопольный орган один раз привлек компанию к административной ответственности за неведение раздельного учета по госконтракту, то он уже не может оштрафовать ее за то же правонарушение, но за другой период неведения раздельного учета по тому же контракту.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 12.11.2020 № 305-ЭС20-12596 по делу № А40-205624/2019 |
Истец |
Прокуратура Московской области |
|
Ответчик |
ФАС России |
Суть дела
ООО «СнабСтройТех» являлось исполнителем госконтракта, заключенного по государственному оборонному заказу. Во исполнение этого госконтракта оно заключило с ООО «ОлимпСитиСтрой» договор на предоставление, управление и техническую эксплуатацию по заявкам заказчика строительной и иной специальной техники для выполнения строительных работ. Таким образом, ООО «СнабСтройТех» в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон № 275-ФЗ) являлось головным исполнителем по государственному оборонному заказу. А значит, оно должно было вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представлять госзаказчику информацию об исполнении каждого контракта.
При этом ООО «СнабСтройТех» не осуществляло раздельный учет результатов данной деятельности. В связи с этим прокурор г. Домодедово возбудил в отношении ООО «СнабСтройТех» дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ (период совершения правонарушения — с 03.10.2018 по 28.05.2019) и направил его для рассмотрения в ФАС России.
ФАС России прекратила производство по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку ООО «СнабСтройТех» в соответствии с ранее вынесенным постановлением ФАС России уже было привлечено к административной ответственности за неведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по тому же контракту по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ (но за другой период — с 25.05.2018 по 29.05.2019). Антимонопольный орган указал, что правонарушение, допущенное ООО «СнабСтройТех», является длящимся, вследствие чего ООО «СнабСтройТех» не может быть привлечено за совершенное административное правонарушение дважды.
Несмотря на это, прокуратура подала в суд заявление к ФАС России о признании незаконным постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, возбужденного прокурором г. Домодедово в отношении ООО «СнабСтройТех».
Позиция судов
Суды трех инстанций удовлетворили заявление прокуратуры. Они согласились с доводами заявителя о том, что невыполнение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договорам, заключенным в целях выполнения государственного оборонного заказа по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, является длящимся, а также что период неведения ООО «СнабСтройТех» раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (с 25.05.2018 по 29.05.2019) включает в себя период неосуществления ООО «СнабСтройТех» раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному во исполнение госконтракта (с 03.10.2018 по 28.05.2019). Датой совершения административного правонарушения, признанного длящимся, является в данном случае период с момента начала совершения противоправного деяния до его фактического выявления.
По мнению судов, временной период неведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по различным договорам не имеет значения для квалификации действий по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ. Каждое из совершенных деяний по различным договорам, несмотря на идентичность квалификации, содержит самостоятельный оконченный состав правонарушения в связи с разностью их объективной стороны, а различие объективной стороны деяний формирует множественность однородных административных правонарушений, но не повторность привлечения к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Поэтому оспариваемое постановление является незаконным.
Позиция ВС РФ
СКЭС ВС РФ отменила судебные акты трех инстанций и отказала прокуратуре в признании незаконным решения ФАС России. Таким образом, вторая коллегия пришла к выводу, что компанию нельзя оштрафовать повторно из-за того же правонарушения, но совершенного в другой период.
Пункт 16 Закона № 275-ФЗ предусматривает, что исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту. Соответственно, данная норма предусматривает как обобщенную обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности исполнителем, так и одно из правил его ведения — по каждому контракту. Прочие положения, касающиеся ведения раздельного учета, содержатся в том числе в Правилах ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 47.
Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ).
Как следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в том числе в Определении от 27.02.2020 № 497-О, одной из задач законодательства об административных правонарушениях является предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ), а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения — предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Реализация данной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).
Позиция прокуратуры, с учетом размера санкций по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, фактически предполагает многократное применение существенного административного наказания за любые отдельные нарушения исполнителем правил раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках исполнения им госконтрактов. Такой подход, в частности, не соответствует предъявляемым к мерам административной ответственности требованиям соразмерности и справедливости.
ООО «СнабСтройТех» в соответствии с ранее вынесенным постановлением ФАС России по делу об административном правонарушении уже было привлечено к административной ответственности за неведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ (период совершения правонарушения — с 25.05.2018 по 29.05.2019), поэтому предложение прокуратуры по привлечению организации к административной ответственности за аналогичное нарушение, совершенное в период с 03.10.2018 по 28.05.2019, является неправомерным.