В постановлении от 12.11.2020 № 46-П Конституционный суд РФ разъяснил конституционно-правовой смысл подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, согласно которому торговым центром признается здание, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Суть спора
Компания арендовала два земельных участка. Находящиеся в собственности компании здания, расположенные на этих участках, она использовала для производственных и образовательных целей. Однако поскольку одним из видов разрешенного использования участков было размещение на них объектов торговли, здания компании были включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость (далее — перечень).
Компания не согласилась с включением зданий в перечень и обратилась в суд.
Суд отказал компании в удовлетворении ее требований. Он отметил, что согласно ст. 378.2 НК РФ для отнесения недвижимости к торговым объектам достаточно соответствия одному из перечисленных в этой статье условий. В рассматриваемой ситуации таким условием выступает один из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания (подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ). А фактическое использование зданий не имеет правового значения. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ данный вывод суда поддержала.
Тогда компания обратилась в Конституционный суд РФ. По ее мнению, положения подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку допускают взимание налога на имущество исходя из кадастровой стоимости исключительно по признаку назначения земельного участка, на котором расположены здания, вне зависимости от их фактического использования.
Позиция Конституционного суда
Конституционный суд отметил, что взаимосвязанные положения Градостроительного и Земельного кодексов допускают установление нескольких видов разрешенного использования для одного земельного участка, а также размещение на нем как одного, так и нескольких объектов недвижимости единого или разного назначения. Из буквального прочтения положений оспариваемой нормы следует, что при нескольких видах разрешенного использования участка наличие среди них такого вида, как размещение объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, является достаточным основанием к включению любого размещенного на участке здания в перечень. Но тогда получается, что определение налоговой базы по налогу на имущество и размер налога зависят сугубо от градостроительных и землеустроительных решений. Между тем налоговую базу и размер налога определяет налоговый закон, который и должен в первую очередь отвечать конституционным принципам правомерного налогообложения.
В своих решениях Конституционный суд неоднократно указывал, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть экономически обоснованы. Переход к кадастровой стоимости при исчислении налоговой базы по налогу на имущество был нацелен на увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения. Однако из оспариваемой нормы следует, что используемые в иных целях здания могут подпадать либо не подпадать под обложение налогом на имущество по кадастровой стоимости только в зависимости от того, может быть размещен на одном с ними земельном участке торговый (офисно-деловой, бытовой) центр или нет.
Как правило, исчисление налога исходя из кадастровой стоимости влечет за собой увеличение его размера. И в этом смысле оспариваемая норма ограничивает права налогоплательщика в виде роста налоговых изъятий из его имущества без надлежащих на то экономических причин. А это не отвечает конституционным принципам равенства налогообложения.
Несмотря на это, Конституционный суд признал подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не противоречащим Конституции РФ. Он указал, что по своему конституционно-правовому смыслу он не предполагает возможности определения налога на имущество исходя из кадастровой стоимости здания только из-за того, что оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.