Проводимое аналитиками Сбера еженедельное отслеживание динамики потребительского спроса показало лишь незначительное ее улучшение в период с 9 по 15 ноября. Обратную картину рисует очередной замер холдинга «Ромир», но и это его эксперты связывают со второй волной пандемии коронавируса.
Согласно результатам исследования, проводимого лабораторией СберИндекс и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбера, в период с 9 по 15 ноября динамика потребительских расходов оставалась подавленной — изменение в годовом сопоставлении составило –7,7% после снижения на 8,3% неделей ранее.
Все ухудшение за рассматриваемую неделю сконцентрировано в непродовольственных товарных категориях (–2,2% год к году) и особенно в «Универсальных магазинах» (–4,9% соответственно).
Такой результат авторы исследования связывают с низкой активностью потребителей в глобальных распродажах 11 ноября. Объем трат в этот день был на 45% ниже показателей 2019 г. и повлиял на сумму расходов за всю неделю.
Вклад фактора слабого спроса во время так называемых распродаж ко «Дню холостяка» в общее изменение составляет, по оценке аналитиков Сбера, около –1,2%.
Другие индикаторы указывают им на стабилизацию потребительского спроса на низких уровнях.
Сохраняется падение в категории «Одежда, обувь и аксессуары» (–5,4% в годовом измерении), отрицательную динамику исследователи зафиксировали в сегменте «Товары для строительства и ремонта» (–1,8% соответственно), что, по их наблюдениям, нехарактерно для условий пандемии.
Индекс потребительской активности, который рассчитывается на SberIndex.ru, за рассматриваемую неделю восстановился до 73,8 п. Такой показатель, по оценке экспертов Сбера, ближе к норме, чем неделей ранее.
Они также отмечают, что количество активных бизнесов 9—15 ноября начало восстанавливаться после двух недель снижения. Общее число работающих торговых точек на 3,5% выше уровней февраля.
Казалось бы, противоположно общему выводу исследования Сбера заключение исследовательского холдинга «Ромир», что расходы на неделе с 9 по 15 ноября достигли рекордного с апреля значения — 5074 руб. Среднестатистическим домохозяйством было потрачено на 375 руб. больше (на 8,0%), чем неделей ранее. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы оказались выше на 398 руб., или на 8,5%. Сопоставление текущего значения недельных расходов со средним за последний год показало экспертам «Ромира», что расходы недели с 9 по 15 ноября оказались выше на 526 руб., или на 11,6%.
Однако не будем вновь объяснять, в чем разница между двумя данными исследованиями, — искать принципиальные противоречия в их результатах не стоит. Ранее аналитики Сбера пришли к выводу, что потребители откорректировали свои расходы под угрозы второй волны COVID-19, теперь эксперты «Ромира» заключают, что рост расходов происходит на фоне эпидемии коронавируса и принятия новых ограничительных мер, часть населения закупается продуктами в ожидании возможного локдауна.
Также чуть ранее аналитики холдинга значительный рост среднего чека в октябре связали с пандемией коронавируса — покупатели предпочитают закупать большее количество продуктов за один раз, то есть стараются реже посещать магазины во избежание заражения.