Если дата увольнения согласована сторонами и работник не отозвал заявление, дата приказа об увольнении значения не имеет. Такой вывод следует из Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2020 по делу № 88-14897/2020.
Суть дела
Работник 8 ноября 2019 г. подал заявление об увольнении по собственному желанию 14 ноября 2019 г. На основании этого заявления работник был уволен 14 ноября приказом от 11 ноября 2019 г. С приказом о прекращении трудового договора работник был ознакомлен в день его издания, то есть 11 ноября. Однако позже работник оспорил увольнение в суде, заявив, что его вынудили уйти с работы.
Решение судов
Суд первой инстанции признал, что порядок увольнения был нарушен. Работодатель издал приказ до 14 ноября 2019 г., то есть до истечения срока, в течение которого работник имел право на отзыв заявления об увольнении по собственному желанию. Однако суд апелляционной инстанции с коллегами не согласился.
Проанализировав представленные доказательства и показания свидетелей, он указал, что:
заявление об увольнении по собственному желанию написано работником собственноручно и лично подано работодателю;
дата расторжения трудового договора определена работником самостоятельно;
заявление о расторжении трудового договора им не отозвано;
трудовой договор расторгнут на основании заявления работника с указанной им даты;
ознакомившись 11 ноября 2019 г. с приказом об увольнении, работник не выразил несогласия с ним, до 14 ноября 2019 г. не обратился к работодателю с заявлением об отзыве заявления об увольнении.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности увольнения работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Он отметил, что ввиду совершения истцом последовательных действий, свидетельствующих о намерении расторгнуть трудовой договор, у работодателя возникла обязанность прекратить трудовые отношения с работником с определенной им даты 14 ноября 2019 г. Порядок увольнения, предусмотренный ст. 80 ТК РФ, работодателем не нарушен, поскольку дата увольнения согласована сторонами, до 14 ноября 2019 г. истец имел возможность отозвать свое заявление, однако не воспользовался предоставленным ему правом. Мотивы принятия работником решения об увольнении по собственному желанию определялись истцом самостоятельно и не свидетельствуют о незаконности действий ответчика.
Суд не согласился с тем, что увольнение работника было вынужденным. Волеизъявление работника предполагает наличие у него выбора варианта поведения, исходя из внутренней оценки сложившихся обстоятельств. В данном случае расторжение трудового договора явилось добровольным волеизъявлением работника, с которым работодатель согласился. О добровольности увольнения свидетельствует совокупность и последовательность действий работника: написание и подача заявления об увольнении, ознакомление с приказом об увольнении без каких-либо замечаний, отсутствие обращения об отзыве заявления об увольнении, фактическое прекращение трудовой деятельности, получение трудовой книжки и расчета в связи с увольнением. То обстоятельство, что впоследствии работник посчитал принятое им решение об увольнении необдуманным, не свидетельствует о незаконности действий работодателя.
Суд кассационной инстанции решение апелляции поддержал.