Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ) внес многочисленные поправки в части первую и вторую Налогового кодекса. Рассмотрим изменения, которые будут интересны большинству налогоплательщиков.
В «ЭЖ-Бухгалтер», № 40, 2020, мы рассказывали об основных направлениях налоговой политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., которые Минфин России обнародовал в октябре 2020 г. Многие положения этого документа реализованы комментируемым законом.
Доверенность представителя
Требования к доверенности уполномоченного представителя налогоплательщика установлены п. 3 ст. 29 НК РФ. В действующей редакции этой нормы сказано, что доверенность, выдаваемая физическим лицом, должна быть нотариально удостоверена или же должна быть приравнена к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством. К доверенности организации требований о ее нотариальном удостоверении нет. Поскольку специальных положений о доверенности представителя индивидуального предпринимателя действующая редакция п. 3 ст. 29 НК РФ не содержит, возникает вопрос: должна ли такая доверенность быть нотариально заверенной?
В пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что требования о нотариальном удостоверении доверенности физических лиц распространяются и на индивидуальных предпринимателей. Этой же позиции придерживаются Минфин России (письмо от 25.04.2017 № 03-02-08/24718) и ФНС России (письмо от 26.06.2015 № ГД-4-3/11188@).
Теперь это будет закреплено в Налоговом кодексе. Согласно новой редакции п. 3 ст. 29 НК РФ (начнет действовать с 23 декабря 2020 г.) доверенность уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя должна быть нотариально удостоверенной или приравненной к таковой в соответствии с гражданским законодательством. Кроме того, бизнесмен и физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, смогут выдавать доверенность своему уполномоченному представителю в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.
Еще одно изменение касается доверенности представителя, подтверждающей его права на подписание налоговой декларации (расчета). Сейчас, если декларацию подписывает представитель налогоплательщика, к ней необходимо прикладывать копию документа, подтверждающего такие полномочия. Согласно новой редакции п. 5 ст. 80 НК РФ (вступит в силу с 1 июля 2021 г.) вместо вышеуказанной копии к декларации можно будет прикладывать документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя. Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утвердит ФНС России.
Налоговое уведомление
С 23 декабря 2020 г. налоговые уведомления больше не будут передаваться по телекоммуникационным каналам связи. Основными способами их доставки станут отправка по почте заказным письмом или через личный кабинет налогоплательщика. Это следует из новой редакции п. 4 ст. 52 НК РФ. Также останется возможность получить уведомление на бумажном носителе в налоговом органе или через МФЦ.
В действующей редакции п. 4 ст. 52 НК РФ не определен срок, в течение которого должно быть выдано уведомление на бумажном носителе. В ней лишь сказано, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через МФЦ.
Новой редакцией п. 4 ст. 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через МФЦ на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления. Форму такого заявления утверждает ФНС России.
Требование об уплате задолженности по пеням и возврат налога
В новой редакции п. 1 ст. 70 НК РФ (начнет действовать с 23 декабря 2020 г.) установлен срок направления требования об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки. Оно направляется налогоплательщику (ответственному участнику КГН) не позднее одного года со дня уплаты недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3000 руб.
Сейчас Налоговым кодексом не определено, на какой счет следует возвращать налогоплательщику суммы излишне удержанного (взысканного) налога. В новых редакциях п. 6 ст. 78 НК РФ и п. 5 ст. 79 НК РФ этот пробел устранен. В них установлено, что возврат суммы излишне уплаченного (излишне взысканного) налога производится на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате.
Для излишне уплаченного налога на прибыль с доходов по ценным бумагам российских организаций, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, в п. 6 ст. 78 НК РФ введено специальное правило. Данный налог может возвращаться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате, либо на указанный в этом заявлении открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.
Новой редакцией п. 10 ст. 78 НК РФ установлено, что для уплаты налогоплательщику процентов, начисленных налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, заявление об уплате процентов не требуется.
Такие проценты перечисляются налоговиками на основании вышеуказанного решения. В иных случаях для уплаты процентов заявление потребуется. Правило, установленное п. 10 ст. 78 НК РФ, касается любых налогов, включая НДС и акцизы, о чем прямо говорится теперь в п. 10 ст. 176 и п. 7 ст. 203.1 НК РФ.
Новые редакции п. 6, 10 ст. 78 и п. 5 ст. 79 НК РФ вступают в силу с 23 декабря 2020 г., а п. 10 ст. 176 и п. 7 ст. 203.1 НК РФ — с 1 января 2021 г.
Признание декларации непредставленной
Новым п. 4.1 ст. 80 НК РФ (начнет действовать с 1 июля 2021 г.) определено, что налоговая декларация считается непредставленной, если при проведении ее камеральной проверки установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
-
в ходе мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
-
физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано, и срок дисквалификации не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
-
в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
-
в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой декларации (расчета);
-
в отношении налогоплательщика-организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган декларации (расчета);
-
выявлены обстоятельства, предусмотренные новым п. 5.3 ст. 174 НК РФ (вступает в силу с 1 июля 2021 г.). Согласно этой норме декларация по НДС считается непредставленной, если налоговый орган выявил несоответствие ее показателей контрольным соотношениям, свидетельствующее о нарушении порядка ее заполнения. Перечень таких контрольных соотношений утверждает ФНС России. В соответствии с новым п. 5.4 ст. 174 НК РФ (вступает в силу с 1 июля 2021 г.), если налогоплательщик в течение пяти дней с даты направления ему уведомления о выявленных несоответствиях устранит их, днем представления декларации будет считаться дата ее первоначального представления (когда она была признана непредставленной);
-
выявлены обстоятельства, предусмотренные п. 7 ст. 431 НК РФ. Напомним, что речь в этой норме идет об ошибках в расчете по страховым взносам (искажение показателей по конкретным физическим лицам, несоответствие одноименных показателей по всем физическим лицам этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов, недостоверность персональных данных, идентифицирующих застрахованных физических лиц).
В соответствии с новым п. 4.2 ст. 80 НК РФ (начнет действовать с 1 июля 2021 г.) при установлении хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств налоговый орган не позднее пяти дней уведомляет налогоплательщика о признании декларации непредставленной. Форму и формат такого уведомления утверждает ФНС России.
Камеральная проверка декларации, по которой налогоплательщику направлено уведомление в соответствии с п. 4.2 ст. 80 НК РФ, прекращается в день направления такого уведомления. А если эта декларация была уточненной, то по ранее представленной декларации камеральная проверка возобновляется. При этом в ее срок время камеральной проверки уточненной декларации не включается. Такое дополнение внесено в п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
В пункт 6 ст. 88 НК РФ добавлено положение, что налогоплательщик вправе при проведении камеральной проверки в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Его форму и порядок заполнения утверждает ФНС России.
Изменения, внесенные в ст. 88 НК РФ, вступят в силу с 1 июля 2021 г.
Налоговая тайна
Статья 102 НК РФ устанавливает запрет на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требования к специальному режиму хранения таких сведений и доступа к ним, ответственность за утрату документов, содержащих такие сведения, или за их разглашение. Согласно новому п. 11 ст. 102 НК РФ режим налоговой тайны распространяется на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со ст. 174.3 БК РФ. Установлено, что доступ к сведениям имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.
В соответствии с новым п. 2.2 ст. 102 НК РФ не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, оператору информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности.
Изменения в ст. 102 НК РФ вступят в силу с 1 января 2021 г.
Доходы, не облагаемые НДФЛ
Откорректированы некоторые компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, о которых речь идет в п. 1 ст. 217 НК РФ. Все изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
Так, сейчас не облагаются НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений, топлива или соответствующего денежного возмещения, а также с возмещением расходов на оплату коммунальных услуг (включая услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Со следующего года не будут облагаться НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов на оплату коммунальных услуг (включая услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами), расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива (а также соответствующие доходы, полученные в натуральной форме).
Положения п. 1 ст. 217 НК РФ, связанные с оплатой проезда северян к месту отпуска и обратно, приведены в соответствие с аналогичными положениями подп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ, касающимися освобождения этих выплат от обложения страховыми взносами. Установлено, что в случае использования отпуска за пределами территории РФ не подлежит обложению НДФЛ стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
В перечень расходов, оплачиваемых командированному работнику, включены затраты на оплату курортного сбора.
Безвозмездное получение имущества и имущественных прав
Действующей редакцией подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде безвозмездно полученного имущества, если:
-
уставный капитал получающей организации более чем на 50% состоит из вклада передающей организации (физического лица);
-
уставный капитал передающей организации более чем на 50% состоит из вклада получающей стороны.
Поскольку в подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ речь идет только об имуществе, Минфин России в своих письмах разъяснял, что безвозмездная передача имущественных прав под действие этой нормы не подпадает (письма от 05.04.2019 № 03-03-06/1/23924, от 10.07.2017 № 03-03-06/1/43596).
Согласно новой редакции подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, которая начнет действовать с 1 января 2021 г., освобождаться от налогообложения будет не только безвозмездно полученное имущество, но и безвозмездно полученные имущественные права. Также изменяются требования к доле участия. Она должна составлять не менее 50% и определяться в соответствии с положениями ст. 105.2 НК РФ.
Действие новой редакции подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. (п. 9 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).
Нематериальные активы
В действующей редакции п. 3 ст. 257 НК РФ ничего не сказано о том, как определяется остаточная стоимость нематериальных активов. Согласно новой редакции этой нормы (вступит в силу с 1 января 2021 г.) остаточная стоимость нематериальных активов представляет собой разницу между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
В перечень видов амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации, включены нематериальные активы, созданные в результате произведенных расходов на НИОКР, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, с учетом особенностей, установленных п. 7 ст. 286.1 НК РФ (новый подп. 13 п. 2 ст. 256 НК РФ, вступает в силу с 1 января 2021 г.).
Положения подп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ, касающиеся реализации основных средств, распространены и на нематериальные активы. Согласно новой редакции этой нормы при реализации нематериального актива, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета до истечения срока полезного использования, доходы от реализации уменьшаются на первоначальную стоимость такого нематериального актива при условии восстановления в соответствии с п. 12 ст. 286.1 НК РФ суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета.
Резерв расходов на выплату вознаграждений за выслугу лет
В статью 324.1 НК РФ, устанавливающую порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, с 1 января 2021 г. вводится новый п. 7.
Им предусмотрено, что инвентаризация резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год производится до момента представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, оказывается меньше суммы резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода. При определении суммы фактически начисленного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не учитываются расходы, списанные за счет резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде.
Гибель (уничтожение) транспортного средства
Новым п. 3.1 ст. 362 НК РФ (вступит в силу с 1 января 2021 г.) установлен порядок взаимодействия налогоплательщика и налогового органа при гибели (уничтожении) транспортного средства.
Так, исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства на основании заявления налогоплательщика. Подать заявление можно в любой налоговый орган по выбору налогоплательщика или через МФЦ.
Вместе с заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие гибель (уничтожение) транспортного средства. Если такие документы не представлены, налоговый орган запрашивает сведения о гибели (уничтожении) транспортного средства у органов и иных лиц, у которых они имеются. На исполнение запроса налоговиков отводится семь дней.
Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. Если налоговым органом делался запрос о факте гибели (уничтожения), срок рассмотрения заявления может быть продлен не более чем на 30 дней.
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление. В нем сообщается о прекращении начисления транспортного налога либо об отсутствии оснований для прекращения начисления налога. Формы заявления и уведомления утверждаются ФНС России.
До утверждения формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налогоплательщик вправе представить такое заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 16 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).
Налог на имущество исходя из кадастровой стоимости
Исходя из кадастровой стоимости налог на имущество исчисляется по объектам, указанным в п. 1 ст. 378.2 НК РФ и включенным в перечень, утверждаемый субъектом РФ.
На практике бывает, что объект недвижимости включен в перечень, но его кадастровая стоимость не определена. Минфин России считает, что в отношении такого объекта налог на имущество не уплачивается (письмо от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999). Специалисты финансового ведомства объясняют это тем, что в Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае. При этом в п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия закона РФ, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, переход к определению налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости по объектам, указанным в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не допускается.
Новой редакцией п. 2 ст. 378.2 НК РФ (начнет действовать с 1 января 2021 г.) установлено, что после принятия закона РФ переход к определению налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости по объектам, указанным в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подп. 2 и 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ. А в них речь идет об объектах, по которым:
-
кадастровая стоимость определена, но они не включены в перечень (подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ);
-
кадастровая стоимость не определена (подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
Таким образом, если кадастровая стоимость объекта не определена, но он включен в перечень, исчислять налог на имущество по такому объекту нужно будет исходя из среднегодовой стоимости.
Действующей редакцией п. 15 ст. 378.2 НК РФ установлен запрет на учет при определении налоговой базы по налогу на имущество в текущем и предыдущих налоговых периодах изменений кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода. Исключение составляют случаи, указанные в этой норме (изменение качественных и (или) количественных характеристик объекта, исправление технических ошибок, пересмотр кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, установление рыночной стоимости объекта по решению комиссии или суда).
Согласно новой редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством РФ и настоящим пунктом. А в нем назван лишь один такой случай — изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости. При таком изменении сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Декларация по налогу на имущество
В пункт 1 ст. 386 НК РФ с 1 января 2021 г. вносится дополнение. Им предусмотрено, что в налоговую декларацию должны включаться сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Данное положение применяется начиная с налоговой декларации за 2020 г. (п. 13 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).
Отметим, что согласно основным направлениям налоговой политики одним из вопросов налогообложения на перспективу является проработка возможности отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога. На наш взгляд, вышеуказанное дополнение является первым шагом такой проработки.
Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах на территории субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору. Соответствующее уведомление представляется налоговикам ежегодно до 1 марта.
Данная норма дополнена положением о том, что уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. А если у налоговиков отсутствуют необходимые для рассмотрения уведомления сведения и в связи с этим они делают запросы, срок рассмотрения уведомления может быть продлен не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением об этом налогоплательщика. Если выявляются основания, препятствующие применению порядка представления налоговой декларации, предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка
В пункт 1.1 ст. 391 НК РФ, устанавливающий случаи учета при определении налоговой базы по земельному налогу в текущем и предыдущих налоговых периодах изменения кадастровой стоимости земельного участка, внесены такие же поправки, как и в п. 15 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно новой редакции п. 1.1 ст. 391 НК РФ (вступит в силу с 1 января 2021 г.) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Страховые взносы
В перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в п. 1 ст. 422 НК РФ, добавлен новый подп. 16. В соответствии с ним не облагаются страховыми взносами суммы, выплачиваемые на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата таких расходов.
Введено нормирование выплат полевого довольствия. Действующие положения ст. 422 НК РФ размер полевого довольствия, не облагаемый страховыми взносами, никак не ограничивают. В связи с этим согласно разъяснениям, данным Минфином России в письме от 10.02.2020 № 03-15-06/8619 с учетом положений ст. 168.1 ТК РФ, не подлежат обложению страховыми взносами выплаты полевого довольствия, производимые в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовыми договорами.
Новой редакцией п. 2 ст. 422 НК РФ установлено, что при выплате полевого довольствия работникам, трудящимся в полевых условиях, указанные суммы за каждый день нахождения в полевых условиях не облагаются страховыми взносами в размере, не превышающем размер полевого довольствия, предусмотренного п. 1 ст. 217 НК РФ. То есть не более 700 руб. за каждый день нахождения в полевых условиях.
Поправки по страховым взносам вступят в силу с 1 января 2021 г.