1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 44

Нотариальные действия без явки к нотариусу, оформление сделок в разных городах: что изменилось в работе нотариусов в 2021 г.?

Теперь удаленно у нотариуса можно засвидетельствовать верность перевода, передать на хранение электронные документы, передать через нотариуса документы другим лицам. Если стороны сделки находятся в разных городах, то необязательно всем ехать к одному нотариусу. Можно обратиться к нотариусу в своем городе, тогда два нотариуса удостоверят сделку каждый у себя. Еще одно новшество — нотариус сможет устанавливать личность без паспорта. Он сможет это делать через единую информационную систему персональных данных. Все эти поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 480-ФЗ.

В конце прошлого года (29.12.2020) вступили в силу множество поправок в законодательство о нотариате. Речь идет о Федеральном законе от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассказываем о нововведениях, которые пригодятся всем, кто взаимодействует с нотариусами.

Сделки, удостоверяемые двумя и более нотариусами

Теперь сделки можно заверить у двух (и даже более) нотариусов без совместного присутствия сторон (ст. 53.1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 № 4462-I, далее — Основы законодательства о нотариа­те). Например, если две компании находятся в разных городах и им нужно заверить договор у нотариуса. В этом случае каждая из сторон может обратиться к нотариусу из своего города. Договор, удостоверенный двумя и более нотариусами, считается договором, заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 53.1 Основ законодательства о нотариате).

Однако если сторонам нужно удостоверить договор об отчуждении недвижимого имущества, то обязательно придется это делать с участием хотя бы одного нотариуса, осуществляющего свою деятельность в месте, где находится это недвижимое имущество (ч. 3 ст. 56 Основ законодательства о нотариате).

Нотариальное удостоверение сделки двумя и более нотариусами производится в таком порядке: сначала нотариусы создают проект сделки в электронной форме посредством единой информационной системы нотариата в соответствии с условиями, согласованными участниками сделки. Каждый участник сделки в присутствии нотариуса подписывает свой экземпляр в электронной форме простой электронной подписью и экземпляр на бумажном носителе, который остается в делах нотариальной конторы. Затем нотариусы подписывают квалифицированными электронными подписями экземпляры сделки в электронной форме с совершенной удостоверительной надписью. После этого удостоверенная сделка регистрируется в реестре нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, единой информационной системы нотариата (ст. 53.1 Основ законодательства о нотариате).

Больше нотариальных действий станут удаленными

Раньше удаленно у нотариуса можно было только зарегистрировать уведомление о залоге движимого имущества. Теперь нотариус сможет совершать удаленно (без личной явки к нотариусу лица, обратившегося за совершением нотариальных действий) еще и такие нотариальные действия:

  • свидетельствование верности перевода;

  • передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

  • принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг;

  • депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг;

  • взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи;

  • принятие на хранение электронных документов;

  • действия нотариуса по обеспечению доказательств;

  • выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;

  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу (ст. 44.3 Основ законодательства о нотариате).

Порядок получения удаленных нотариальных услуг установлен в ст. 44.3 Основ законодательства о нотариате. По просьбе заявителя или его представителя, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, нотариальный документ, изготовленный в электронной форме, может быть выдан на бумажном носителе.

В целях совершения нотариального действия удаленно заявитель или его представитель направляет в Федеральную нотариальную палату через единую информационную систему нотариата, в том числе через сайт «Госуслуги», заявление о совершении нотариального действия удаленно с приложением документов в электронной форме.

Заявление и прилагаемые документы нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. Форму заявления о совершении нотариального действия удаленно, а также требования к формату такого заявления и форматам прилагаемых к нему документов в электронной форме установит Минюст России совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Федеральная нотариальная палата направит поступившее заявление и прилагаемые к нему электронные документы нотариусу, заявившему в автоматическом режиме о готовности совершить нотариальное действие удаленно. То есть сам заявитель не сможет выбрать нотариуса.

Нотариус, получивший заявление, указывает размер платы с указанием платежных реквизитов счета для оплаты. Также он незамедлительно информирует заявителя или его представителя посредством единой информационной системы нотариата о поступлении платы за совершение нотариального действия по адресу электронной почты, указанному в заявлении о совершении нотариального действия удаленно, или иным способом.

Нотариус должен направить заявителю нотариальный документ в течение пяти рабочих дней со дня получения информации, подтверждающей оплату нотариального действия. Если нотариус откажется совершить нотариальное действие, то в течение 10 дней он должен будет вернуть сумму платежа.

Если нет паспорта, это не проблема

Нотариусы смогут устанавливать личность физического лица без паспорта. В частности, они получили возможность делать это посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ (ч. 5—7 ст. 42 Основ законодательства о нотариате, приказ Минюста России от 30.09.2020 № 228).

При этом согласие гражданина, его представителя или представителя юридического лица на обработку его биометрических персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется.

Передача нотариусу электронных документов на хранение

Теперь можно передавать нотариусам на хранение электронные документы, представленные в виде файла, направленного заявителем в Федеральную нотариальную палату через единую информационную систему нотариата.

Оператор единой информационной системы нотариата исключает возможность доступа нотариуса к содержанию представленных для хранения электронных документов. Заявление о принятии на хранение электронных документов и электронные документы, представленные нотариусу для их хранения, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Если для хранения представляются несколько электронных документов, заявитель формирует пакет из этих до­кументов и подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

В заявлении о принятии на хранение электронного документа указываются наименование файла электронного документа, размер и формат файла электронного документа, срок хранения, адрес электронной почты и номер мобильного телефона для информирования заявителя, идентификатор хранилища электронного документа, представленный заявителю оператором единой информационной системы нотариата (ч. 4 ст. 97 Основ законодательства о нотариате).

При принятии на хранение электронного документа нотариус выдает свидетельство в электронной форме, подписанное квалифицированной электронной подписью нотариуса и содержащее идентификатор хранилища электронного документа.

За один месяц до истечения срока хранения электронного документа заявитель получит уведомление об истечении срока хранения. Оно направляется автоматически единой информационной системой нотариата по адресу электронной почты и номеру мобильного телефона, указанным в заявлении о принятии на хранение электронного документа.

Если заявитель не истребует электронный документ по истечении срока хранения, он получит автоматическое уведомление из единой информационной системы нотариата о том, что через шесть месяцев после истечения срока хранения электронного документа он будет уничтожен. За три дня до истечения срока, указанного в уведомлении, заявитель получит еще одно уведомление о том, что хранимый нотариусом электронный документ будет по истечении трех дней уничтожен без возможности его восстановления.

Заявитель вправе получить хранимый электронный документ (пакет электронных документов) до истечения срока хранения, при этом плата за совершение нотариального действия не возвращается.

Плата за принятие на хранение электронного документа (пакета электронных документов) объемом до 1 мегабайта включительно составит 5 руб. за полный (неполный) год хранения, но не менее 200 руб., а за выдачу принятого на хранение электронного документа (пакета электронных документов) — 200 руб. (п. 12.15, 12.16 ч. 1 ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате).

Удостоверение равнозначности электронных документов

Еще у нотариуса можно удостоверить равнозначность электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу (п. 34 ч. 1 ст. 35 Основ законодательства о нотариате). Причем такое нотариальное действие можно будет совершить только удаленно (ст. 103.9-1 Основ законодательства о нотариате). За удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу, плата составит 60 руб. за 1 мегабайт (п. 12.14 ч. 1 ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате).

Удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом путем преобразования представленного нотариусу электронного документа посредством изменения его формата (конвертации), означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом путем конвертации электронного документа содержанию представленного нотариусу электронного документа.

Изготовленный нотариусом путем конвертации электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и представленный нотариусу электронный документ, равнозначность которому удостоверена нотариусом. Нотариус подписывает такой электронный документ квалифицированной электронной подписью. Для конвертации нотариус использует специальные программно-технические средства единой информационной системы нотариата (ст. 103.9-1 Основ законодательства о нотариате).

Машиночитаемая маркировка

Нотариальные документы на бумажном носителе должны иметь машиночитаемую маркировку. В частности, удостоверяемая сделка, включая доверенность, а также свидетельство, протест векселя, исполнительная надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом.

Такая маркировка должна содержать зашифрованные следующие данные:

  • дату совершения нотариального действия;

  • регистрационный номер нотариального действия;

  • вид нотариального действия;

  • фамилию, имя и отчество нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса), указанные на нотариальном документе;

  • нотариальный округ нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса), совершившего нотариальное действие;

  • данные о заявителях, их представителях: фамилию, имя, отчество — для физического лица; полное наименование, ИНН или ОГРН — для юридического лица (ст. 5.1 Основ законодательства о нотариате).

Самостоятельно проверить информацию о документе по машиночитаемой маркировке можно на сайтах «Госуслуги» или Федеральной нотариальной палаты.


Принять к сведению

Уже год действуют еще два способа взыскания денег по исполнительной надписи

В этом же Законе № 480-ФЗ содержатся поправки по поводу взыскания денег по исполнительной надписи нотариуса. Они вступили в силу еще год назад (с 28.12.2019). С этой даты в бесспорном порядке с помощью исполнительной надписи нотариуса можно взыскивать деньги по договорам поручительства, в которых предусмотрена солидарная ответственность поручителя по кредитному договору, а также по договорам об оказании услуг связи при просрочке оплаты (п. 2.2 и 2.3 ст. 90 Основ законодательства о нотариате). Также в п. 12.10 ч. 1 ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате предусмотрены тарифы за совершение исполнительной надписи.