Разработка нового Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области промышленной безопасности связана с вступлением в силу с 1 июля 2021 г. Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). В настоящий момент проект проходит публичное обсуждение и размещен на сайте www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/07/02-21/00113256). Насколько радикальные произойдут изменения, читайте в нашем материале.
Напомним, что Федеральным законом № 248-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2021 г., определены новые подходы к осуществлению государственного контроля (надзора). В связи с этим подготовленное Ростехнадзором новое положение значительно объемнее, чем действующее в настоящий момент (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1170). Если сравнивать по количеству пунктов, то в новом в пять раз больше пунктов (55 вместо 11) и структурировано оно по разделам — всего их шесть. И оно будет распространяться на все особо опасные производственные объекты, за исключением подведомственных Минобороны России, Службе внешней разведки, ФСИН, ФСО, ФСБ, Главному управлению спецпрограмм Президента РФ.
Круг проверяющих и их полномочия
Круг должностных лиц, имеющих право осуществлять надзор, не претерпел никаких изменений. Ими по-прежнему будут являться:
-
руководитель Ростехнадзора, его заместители, руководители структурных подразделений, начальники отделов и их заместители из центрального аппарата Ростехнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
-
федеральные госслужащие категории «специалисты» ведущей и старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Ростехнадзора;
-
руководители территориальных органов Ростехнадзора, их заместители, начальники отделов и их заместители.
Для проведения проверок можно будет привлекать общественных инспекторов в области промышленной безопасности.
Полномочия проверяющих также остались нетронутыми. При этом они должны соблюдать ограничения, установленные ст. 37 Закона № 248-ФЗ.
Виды проверок
В настоящий момент надзор осуществляется посредством проведения проверок, постоянного государственного надзора, принятия мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В новом положении виды проверок, их периодичность урегулированы более подробно.
В частности, предусмотрено, что плановые выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, будут проводиться в отношении объектов:
-
I или II класса опасности — один раз в год;
-
III класса опасности — один раз в три года.
В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки проводиться не будут.
При проведении выездных проверок, как и сейчас, должностные лица обязаны будут использовать проверочные листы, за одним исключением — проверок по контролю за исполнением предписаний.
Внеплановая проверка может проводиться в виде документарной проверки или выездной проверки.
В ходе выездных проверок могут производиться осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, эксперимент. А в ходе документарной — получать письменные объяснения, истребовать документы и проводить экспертизу.
Обратите внимание, что в новом положении появилась возможность проведения эксперимента, то есть теста ситуации (объявление учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на объекте, направленного на проверку готовности организации или ИП к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом соответствующих мероприятий.
Результаты такого эксперимента будут оформляться протоколом, который прикладывается к акту проверки.
Постоянный государственный контроль (надзор) будет устанавливаться на опасных производственных объектах I класса. Он заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора на опасных производственных объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком. В рамках постоянного контроля осуществляются такие же действия, как и при выездных проверках, за исключением экспертизы.
Должностные лица в рамках постоянного контроля оценивают:
-
состояние зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
-
работоспособность приборов и систем контроля безопасности на объекте;
-
пригодность к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
-
обеспечение охраны и контрольно-пропускного режима на объекте (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);
-
организационно-распорядительную, техническую, разрешительную, учетную и иную документацию, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями, ее соответствия указанным требованиям;
-
организацию и функционирование системы управления промышленной безопасностью и т.п.
Отметим, что установление в отношении опасного производственного объекта режима постоянного государственного контроля (надзора) не исключает проведение плановых и внеплановых проверок.
Графики проведения постоянных контрольных (надзорных) действий утверждаются территориальными органами Ростехнадзора в форме приказа, копия которого в течение трех рабочих дней после издания должна быть направлена в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект, в отношении которого установлен постоянный государственный надзор.
Досудебный порядок обжалования
Действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора, решения, принятые ими в ходе проверок, могут быть обжалованы в досудебном порядке.
Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Ростехнадзора будет рассматриваться его руководителем или заместителем. И далее по всей иерархической лестнице.
Эффективность надзора
Законодательство обязывает федеральные органы исполнительной власти следить за результативностью и эффективностью проверок. В связи с этим в новом положении появился самостоятельный раздел, касающийся их оценки.
В частности, определено, что оценка результативности и эффективности государственного надзора будет осуществляться в соответствии с принципами, установленными в ст. 30 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
А ключевыми показателями эффективности и результативности проверок будет являться снижение количества:
-
аварий, произошедших на промышленных объектах;
-
случаев со смертельным исходом в результате аварий, произошедших на промышленных объектах;
-
лиц, травмированных в результате аварий, произошедших на промышленных объектах.
Помимо этого, Ростехнадзор будет ежегодно готовить доклад о видах контроля с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
***
Планируется, что новое положение начнет действовать синхронно с Законом № 248-ФЗ, то есть с 1 июля 2021 г.