Минфин России разъяснил, как будут происходить электронные закупки у единственного поставщика

| статьи | печать

Поскольку с апреля 2021 г. будут применяться новые положения об электронных закупках у единственного поставщика, Минфин России уточнил некоторые моменты.

С 01.04.2021 вступают в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № ­44-ФЗ). Они были внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 249-Ф. В связи с этим Минфин России разъяснил некоторые вопросы, связанные с закупками товара у единственного поставщика в электронной форме (письмо Минфина России от 12.02.2021 № 24‑06‑08/9591 «Об осуществлении закупок товаров у единственного поставщика в электронной форме», далее — Письмо).

Участники электронных закупок у единственного поставщика

Минфин России указал, что в закупках товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, вправе участвовать любые участники закупок (кроме офшорных компаний). Главное, чтобы они были зарегистрированы в единой информационной системе (подп. 1.1 п. 1 Письма).

Цена контракта

Предельный минимальный размер цены при электронной закупке у единственного поставщика не ограничен Законом № 44-ФЗ. Максимальная цена контракта — 3 млн руб. При этом закупки товара у единственного поставщика в электронной форме осуществляются в пределах совокупных годовых объемов, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (п. 2 Письма).

Комиссия

Рассмотрение заявок для закупок у единственного поставщика осуществляет заказчик. Комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается (п. 3 Письма).

Количество предварительных предложений

Можно сформировать только одно предварительное предложение в отношении нескольких товаров. Создание нескольких предварительных предложений положениями ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено (п. 5 Письма).

Продление предварительного предложения

Срок предварительного предложения не может превышать одного месяца. При этом такой срок с учетом продления не должен превышать одного месяца с даты размещения на электронной площадке соответствующего изменения в предварительное предложение.

Участник закупки вправе внести изменения в предварительное предложение в любой момент до истечения его срока действия. Такие изменения будут применяться к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения изменений (подп. 6.1 п. 6 Письма).

Закупка нескольких товаров

Участники закупки вправе в своем предварительном предложении указать несколько товаров, предлагаемых к поставкам, множество мест их поставки, различное количество товара в разрезе нескольких мест поставки, а также различные цены за единицу товара и различные сроки поставки в разрезе различного количества и различных мест поставки. При этом заказчик обязан при размещении извещения об осуществлении закупки указать одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки.

В поправках не предусмотрено указание различных цен в отношении одного и того же места поставки, поскольку различные цены указываются в разрезе различных мест поставки. То есть будет действовать принцип «множественности» товара (срока и мест его предлагаемой поставки по соответствующей цене за единицу товара) на стороне участника закупки и отсутствие такой «множественности» на стороне заказчика.

Принцип «множественности» на стороне участника закупки обусловлен предварительным характером его предложения, поскольку ему заранее не известно, в ответ на какие именно извещения об осуществлении закупок (каких именно заказчиков, с каким количеством закупаемого товара, сроком и местом поставки товара) оператор электронной площадки автоматически направит заявки от имени такого участника закупки из состава его предварительного предложения. Поэтому участнику закупки предоставлена возможность указать в предварительном предложении различные товары, а также указать в отношении таких товаров (в том числе по необходимости отдельно в отношении каждого из них) несколько вариантов цены за единицу товара и срока поставки в зависимости от возможного места поставки и количества в соответствующем месте поставки. При этом неуказание срока означает согласие участника закупки со сроком, указанным заказчиком в извещении об осуществлении закупки (п. 7 Письма).

Отбор заявок

Оператор электронной площадки отбирает заявки, количество товара в которых соответствует требованиям заказчика и при этом не заблокировано по ранее направленным заявкам, то есть он отбирает «заявки, содержащие „достаточное“ „доступное“ количество товара в размере не менее количества, указанного в извещении об осуществлении закупки».

При этом механизм «блокировки количества» осуществляется исключительно в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества. В случае неуказания максимального количества (указания только минимального количества) механизм «блокировки» не применяется (п. 9 Письма).

Количество направляемых заказчикам заявок

Количество направляемых оператором электронной площадки заказчикам заявок (из состава предварительного предложения) ограничивается исключительно доступным количеством товара, которые не заблокированы и соответствуют потребности заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки (п. 10 Письма).

Заключение контракта

Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер (порядок рассмотрения заявок и присвое­ния номеров установлен в п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В связи с этим контракт заключается с участником закупки, заявка которого не отклонена в соответствии с п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе если такая заявка является единственной в связи с отклонением иных заявок. Это не касается случая наличия менее двух заявок, указанного в п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (п. 13 Письма).

Изменение в позиции каталога товаров для госнужд

На практике может встать вопрос, что делать с предварительным предложением, если будут внесены изменения в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Минфин России указал, что, учитывая обязательность использования позиции каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения, в случае внесения изменений в соответствующую позицию заказчик станет использовать измененную позицию каталога. Поэтому предварительные предложения должны учитывать такие внесенные изменения. Однако Минфин позже разработает поправки, определяющие порядок действий участников контрактной системы в такой ситуации (п. 15 Письма).