Если у иностранной компании нет филиала или представительства в России, но на ее сайте содержится информация на русском языке, а также цены в российских рублях, то российский суд обязан принять иск российского потребителя к такой иностранной компании.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 15.12.2020 № 34-КГ20-6-КЗ |
Истец |
Гражданка К. |
|
Ответчик |
ЧМУП «Зубная симфония» (Республика Беларусь) |
Суть дела
Гражданка России, проживающая в Мурманске (далее — потребитель), обратилась за оказанием стоматологических услуг в ЧМУП «Зубная симфония». Эта стоматологическая клиника находится в городе Минске Республики Беларусь.
Посчитав, что стоматологическая клиника некачественно оказала услуги, потребитель подал исковое заявление о расторжении договора на оказание медицинской услуги с применением дентальных имплантатов и о взыскании стоимости услуг. Причем иск был предъявлен в Ленинский районный суд г. Мурманска — по месту ее жительства в России, а не по месту нахождения стоматологической клиники (в Республике Беларусь).
Позиции судов
Суд первой инстанции отказал в принятии к производству искового заявления потребителя. Он пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат рассмотрению в судах РФ. Дело в том, что суды в РФ вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ, и (или) распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ. Об этом указано в п. 2 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ.
Во-первых, суд первой инстанции указал, что ответчик — стоматологическая клиника является иностранным юридическим лицом. При этом сведений о наличии на территории РФ представительства или имущества этого юридического лица не имеется. Следовательно, суд не вправе рассматривать иск о защите прав российского потребителя к такой иностранной компании.
Кроме того, РФ и Республика Беларусь являются государствами — участниками Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами — членами СНГ 22.01.93. В части 1 ст. 20 раздела II Минской Конвенции указано, что если в частях II «Личный статус», III «Семейные дела», IV «Имущественные правоотношения» этого раздела не установлено иное, иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал.
Во-вторых, суд первой инстанции не согласился с доводом потребителя о том, что реклама стоматологической клиники в интернете была направлена в том числе на российских клиентов. Он решил, что не было доказательств распространения рекламы в интернете на российских потребителей.
Суд апелляционной инстанции оставил определение первой инстанции в силе. Он дополнительно указал, что сайт ЧМУП «Зубная симфония» «dentalsymphony.by» не является национальным доменом РФ, а размещение на нем информации на русском языке, имеющем в Республике Беларусь статус государственного, не свидетельствует о цели привлечения потребителей, находящихся на территории РФ.
Кассационный суд общей юрисдикции согласился с выводами судов нижестоящих инстанций.
Позиция ВС РФ
СКГД ВС РФ отменила судебные акты трех инстанций. Она указала, что они были приняты с существенными нарушениями норм процессуального права. Материал по иску потребителя к стоматологической клинике о защите прав потребителей теперь направлен в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления к производству. То есть российский суд должен был принять иск потребителя, заявленный к стоматологической клинике в Республике Беларусь, даже несмотря на отсутствие представительства в России.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отметила, что ч. 1 ст. 47 Конституции РФ гарантирует право лица на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Реклама — это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
ВС РФ уже давал разъяснения насчет того, когда считается, что реклама иностранной компании направлена на российских потребителей. Так, профессиональная сторона считается направляющей свою деятельность на территорию страны места жительства потребителя, в частности, в том случае, когда она поддерживает в интернете сайт, содержание которого свидетельствует о его ориентации на потребителей из соответствующей страны. Сайт может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства. Например, если владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети Интернет. Об этом указано в п. 45 постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации».
ВС РФ отметил следующее: в данном деле потребитель ссылался на то, что правоотношения между сторонами спора возникли из договора оказания медицинских стоматологических услуг и иск был заявлен в защиту прав потребителя. При этом из контента, размещенного на официальном сайте стоматологической клиники, следовало, что на этом сайте содержится информация о предоставлении ответчиком как медицинским учреждением стоматологических услуг иностранным гражданам, в том числе гражданам РФ. ВС РФ отметил, что данная информация была размещена на русском языке, цены на стоматологические услуги были указаны в российских рублях. Однако нижестоящие суды необоснованно не учли данные обстоятельства.