По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), выдача автокредитов в прошлом январе выросла, в то время как аналитическое агентство «АВТОСТАТ» фиксирует сокращение рынка новых легковых автомобилей в первом месяце 2021 г.
По данным 4000 кредиторов, передающих сведения в НБКИ, в январе 2021 г. количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 65,3 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов выросло на 5,0% (в январе 2020 г. — 62,2 тыс.).
В свою очередь, объем рынка новых легковых автомобилей, согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в январе снизился на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 97,1 тыс. единиц (104,9 тыс. соответственно).
Средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в январе 2021 г. составил 681 балл (минимальное значение — 300, максимальное — 850 баллов).
В январе 2021 г. самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ эксперты НБКИ отмечают в Москве (5,3 тыс. единиц), Московской области (4,2 тыс.), Санкт-Петербурге (3,8 тыс.), республиках Татарстан (3,0 тыс.) и Башкортостан (2,7 тыс.), а также в Краснодарском крае (2,7 тыс.).
При этом в январе в регионах страны отмечена разнонаправленная динамика выдачи автокредитов. Так, самый большой рост выдачи (среди 30 регионов — лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. был зафиксирован в Новосибирской (+30,8%) и Нижегородской (+21,2%) областях, Красноярском крае (+18,4%), Калужской области (+17,0%), а также в Удмуртской Республике (+14,8%) и Тульской области (+14,7%). В то же время ряд регионов продемонстрировали снижение данного показателя, в том числе Кемеровская область (–36,7%), Чувашская Республика (–17,0%), Республика Татарстан (–2,3%), а также Волгоградская (–1,7%), Самарская (–1,1%) и Саратовская (–0,3%) области.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков считает основными причинами, объясняющими январский рост выдачи автокредитов, старт госпрограмм льготного автокредитования непосредственно с января текущего года, а также ожидание роста цен на автомобили.
Исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов отмечает, что, если бы не автокредитование, снижение продаж было бы еще более ощутимым. Кроме того, их сокращение он объясняет и продолжающимся дефицитом автомобилей ряда марок и моделей у дилеров. «При этом и рост выдачи автокредитов, и относительно небольшое сокращение объема покупок новых автомобилей в первую очередь были связаны с реализацией госпрограмм льготного кредитования („Первый/Семейный автомобиль“)», — считает эксперт.