Поправки в Закон о защите прав потребителей: как изменится гарантийный срок и размер неустойки, которую вправе требовать потребитель?

| статьи | печать

Опубликован законопроект с множеством поправок в части защиты прав потребителей. В нем предлагается предусмотреть, что гарантийный срок не может быть менее одного года. Потребительскую неустойку нельзя будет снизить на основании ст. 333 ГК РФ. А при длительном нарушении потребитель сможет требовать пятикратную цену товара за каждый месяц просрочки. Еще в поправках предлагается изменить порядок доказывания наличия недостатков товаров или работ, перечень обязательной информации, которую нужно сообщать потребителям, а также правила отказа потребителей от договоров купли-продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Роспотребнадзор разработал законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений с участием потребителя и унификации ответственности за нарушение прав потребителей)“» (далее — законопроект). Он размещен на Федеральном портале нормативных правовых актов — www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/02-21/0011360). Публичное обсуждение законопроекта продлится до 25.03.2021.

Как изменится гарантийный срок и срок службы?

В законопроекте предлагается закрепить, что гарантийный срок не может быть менее одного года (п. 6 ст. 5 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) в редакции законопроекта).

Также Правительство РФ определит перечень работ исполнителя, для которых установление срока службы обязательно, а также минимальный срок службы работ (п. 1 ст. 5 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта). Сейчас такой срок службы устанавливают в обязательном порядке только для товаров и работ длительного пользования.

Кто будет доказывать наличие дефектов?

Могут измениться правила распределения бремени доказывания при рассмотрении споров о защите прав потребителей, если гарантийный срок не установлен или составляет менее двух лет.

В большинстве стран — участниц Европейского союза бремя доказывания дефекта товара, ущерба и причинно-следственной связи между дефектом и ущербом лежит на потерпевшем лице. Но если потребитель предъявляет требование в рамках гарантийного срока, то бремя доказывания таких фактов отменяется и начинает действовать презумпция наличия дефектов товара. Например, в Германии покупатель предположительно дефектного товара не обязан в течение первых шести месяцев доказывать, что товар является дефектным. Это презюмируется законом (§ 477 BGB). Кроме того, Директива ЕС 2019/771/EU о некоторых аспектах договоров купли-продажи товаров устанавливает, что срок переноса бремени доказывания при продаже потребительских товаров должен быть продлен на один год.

В России в настоящее время бремя доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков. Так, в п. 3 и 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей указано, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии — в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, распределение бремени доказывания происходит на основании того, был ли установлен на работу (услугу) гарантийный срок.

Чаще всего гарантийный срок не устанавливают при оказании услуг. Например, если потребитель подключает безлимитный интернет, а через некоторое время скорость доступа снижается, то есть качество оказываемых услуг снижается.

Получается, что сейчас факт и причины такого снижения качества услуг должен доказать потребитель, так как на эти услуги не установлен гарантийный срок. Но очевидно, что потребителю сложно доказывать эти обстоятельства.

В связи с этим в законопроекте предлагается закрепить, что:

  • продавец (изготовитель и т.д.) отвечает за недостатки товара в течение одного года с момента передачи товара потребителю или в течение гарантийного срока. Исключение — если он докажет, что недостатки возникли после передачи товара потребителю либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы или нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц (п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта);

  • если гарантийный срок не установлен, то по истечении одного года с момента передачи товара потребителю продавец отвечает за недостатки товара, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта);

  • если гарантийный срок менее двух лет, то по истечении гарантийного срока продавец отвечает за недостатки товара, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта).

О чем еще нужно будет информировать потребителей?

Помимо прочих сведений, потребителей нужно будет информировать об адресе своего сайта и электронной почты (при наличии). Это указано в п. 1.2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта.

Информацию в части сведений об уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе можно будет публиковать на сайте изготовителя (исполнителя, продавца, импортера). В этом случае эту информацию можно будет не указывать в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам). Но тогда в технической документации должно быть указано, что сведения об уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе содержатся на сайте с приведением прямой ссылки на соответствующую страницу сайта (адреса сайта). Изготовитель (исполнитель, продавец, импортер) обязан обеспечить актуальность адреса такого сайта и указанных сведений в течение срока службы или срока годности (п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта).

Что будет считаться вывеской?

Еще в законопроекте предлагается закрепить понятие «вывеска». Оно сформулировано исходя из существующей судебной практики (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», Определение ВС РФ от 05.11.2020 № 309-ЭС20-17612 по делу № А60-40401/2019 и др.).


цитируем документ

Вывеска — информационная конструкция, расположенная при входе в объект, в котором продавец (исполнитель) осуществляет деятельность, связанную с продажей товаров, выполнением работ (оказанием услуг), назначение которой состоит в доведении до сведения неопределенного круга потребителей обязательной информации, предусмотренной настоящим Законом, не направленной на привлечение внимания к товару (работе, услуге), формирование или поддержание интереса потребителя к нему, его продвижение на рынке и не преследует целей, связанных с рекламой.

Абзац 8 преамбулы Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта


Что появится в правилах проверки качества и экспертизы?

Уточняется обязанность потребителя предоставить товар для проверки качества и экспертизы. Так, по требованию продавца (изготовителя и т.д.) потребитель должен будет предоставить товар на проверку качества, а в случае спора о причинах возникновения недостатков — также на экспертизу. При этом доставка товара на проверку качества или на экспертизу должна осуществляться с учетом положений, предусмотренных п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей (о доставке крупногабаритного товара). Это предусмотрено в п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта.

В случае спора о наличии или причинах возникновения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель обязан будет провести экспертизу за свой счет (п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта).

В каких случаях компанию освободят от потребительского штрафа?

В некоторых ситуациях изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или индивидуальному предпринимателю, импортеру) не придется платить штраф в размере 50% от присужденной судом суммы. В частности, если он докажет, что невозможность исполнения требований потребителя произошла вследствие непреодолимой силы либо по вине потребителя, в том числе вследствие несовершения потребителем действий, предусмотренных законодательством, до совершения которых изготовитель (продавец и др.) не мог исполнить свое обязательство (п. 7 ст. 13 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта).

Что изменится в праве на отказ от договора подряда и оказания услуг?

Потребителям могут разрешить в определенный срок отказаться от договора выполнения работ или оказания услуг без выплаты фактически понесенных расходов. Так, сейчас потребитель может отказаться от договора подряда или оказания услуг в любое время, но нужно выплатить расходы исполнителя. В законопроекте предлагается указать, что потребитель вправе отказаться от исполнения такого договора в течение 14 дней с момента его заключения (если для отдельных видов услуг иное не установлено законом). А если потребитель откажется от договора по истечении этого срока, то ему придется оплатить исполнителю подтвержденные фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору (ст. 32 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта).

Какой будет порядок отказа при непредоставлении потребителю информации?

Если потребителю не будет предоставлена обязательная информация о товаре (работах, услугах), а договор уже заключен, то потребитель сможет в течение 10 дней с момента передачи товара отказаться от исполнения этого договора, а также потребовать возврата денег и возмещения убытков. Сейчас отказаться можно в разумный срок, четких сроков не установлено.

В отношении технически сложных товаров потребитель сможет отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в срок, не превышающий половину установленного гарантийного срока с момента передачи товара (п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта).

Можно ли будет снижать потребительскую неустойку?

В законопроекте предлагается внести ряд изменений, касающихся неустойки, выплачиваемой по Закону о защите прав потребителей.

Во-первых, может появиться правило о том, что положения ст. 333 ГК РФ о снижении неустойки не применяются при взыскании в пользу потребителей неустойки, предусмотренной Законом о защите прав потребителей. Разработчики законопроекта указывают, что суд вправе снизить неустойку при установлении достаточных оснований к этому, независимо от договорного или законного основания ее взыскания, хотя смысл установления договорной и законной неустойки отличается. Так, законная неустойка в твердой сумме или в установленном законом порядке ее исчисления устанавливает единообразные имущественные последствия для кредитора и должника на случай нарушения обязательства. Однако в разъяснениях ВС РФ прямо указывается, что как на законную, так и на договорную неустойку распространяются положения ст. 333 ГК РФ (п. 78 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

Во-вторых, предлагается предусмотреть, что сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать общую цену товара, если больший размер не установлен законом или договором с потребителем. Но если нарушение длится более полугода, то продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такое нарушение, должен будет заплатить потребителю неустойку в пятикратном размере цены товара за каждый месяц просрочки (п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей в редакции законопроекта).