Ошибки в указании СНИЛС являются опечаткой (технической ошибкой) и не препятствуют идентификации застрахованного лица, если остальные сведения (идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество застрахованного лица) указаны верно.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Постановление АС Уральского округа от 11.02.2021 № Ф09-8987/20 по делу № А60-30060/2020 |
Истец |
Государственное учреждение — Управление ПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Свердловской области |
|
Ответчик |
ООО «Екатеринбургская энергостроительная компания» |
Суть дела
Управление ПФР (далее — фонд), проверяя представляемые обществом сведения по форме СЗВ-М, в течение восьми месяцев (отчетные периоды с января по август 2019 г.) обнаруживало одну и ту же ошибку — неверный СНИЛС в отношении некоторых работников (застрахованных лиц). По итогам проверки формы за каждый отчетный период фонд направлял обществу уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней выявленных ошибок и несоответствий. Однако исправленные сведения за все отчетные периоды общество представило только в конце сентября 2019 г., то есть с нарушением установленного пятидневного срока для внесения исправлений.
В результате фондом были вынесены решения о привлечении общества к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ). Напомним, что согласно этой норме за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Поскольку требование фонда о добровольной уплате штрафа общество не выполнило, фонд обратился в суд.
Аргументы фонда
Фонд аргументировал свою позицию следующим образом:
-
общество своевременно не устранило выявленные в ходе проверки ошибки;
-
недостоверные сведения были выявлены фондом, а не самим страхователем. Общество не исправляло ошибку самостоятельно;
-
обществом были неверно указаны все цифры СНИЛС. Указание в форме СЗВ-М фамилии, имени и отчества застрахованного лица не позволяет идентифицировать его, поскольку не исключено наличие на территории РФ одного или нескольких лиц с аналогичными фамилией, именем и отчеством и другим номером СНИЛС;
-
сведения по форме СЗВ-М, содержащие недостоверную информацию, были представлены обществом не однократно, а в течение восьми отчетных периодов в отношении разных застрахованных лиц.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали фонду в удовлетворении его требований. Они пришли к следующим выводам.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, определенные названным законом. Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Суды установили, что исправленные сведения по форме СЗВ-М общество представило с нарушением установленного пятидневного срока для исправления недостоверных данных.
Вместе с тем они отметили, что выявленные фондом в ходе проверки ошибки являются опечаткой (технической ошибкой) и не препятствуют идентификации застрахованного лица, поскольку остальные сведения (идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество застрахованного лица) указаны верно. Соответственно, данная ошибка является незначительной и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, и, как следствие, повлечь за собой наложение финансовой санкции.
Применительно к положениям ст. 17 Закона № 27-ФЗ неполные или недостоверные сведения — это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотраженные, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющие осуществить индивидуальный (персонифицированный) учет.
В результате суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Они указали также, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 01.08.2018 № 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 № 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 № 306-КГ18-16433.