Минэкономразвития России подготовило поправки в Федеральный закон «Об оценочной деятельности», которые предполагают создание в России реестра сведений, содержащихся в отчетах об оценке объектов оценки. Законопроект в настоящий момент проходит независимую антикоррупционную экспертизу (ID 04/13/03-21/00114078).
Министерство считает, что действующее законодательное регулирование оценочной деятельности в полной мере не противодействует пресечению фактов неправомерного подписания оценщиком отчета об оценке, а также случаев появления на рынке оценочных услуг более одного отчета с идентичными реквизитами.
Напомним, что в настоящий момент Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ) установлена обязанность оценщиков представлять в саморегулируемую организацию оценщиков информацию о подписанных отчетах (при этом дата и номер отчета присваиваются самим оценщиком), хранить копии подписанных отчетов, а также документов, по которым проводилась оценка, в течение трех лет с даты составления отчета, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.
Также этим законом предусмотрена обязанность СРО оценщиков проводить в целях реализации функции контроля за соблюдением членами СРО оценщиков требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности плановые проверки, в рамках которых осуществляется проверка отчетов, подписанных членами СРО оценщиков. Проверки имеют выборочный характер. В результате не всегда могут быть выявлены факты подписания оценщиком отчетов в период приостановления права осуществления им оценочной деятельности либо после исключения его из СРО оценщиков.
В связи с этим Минэкономразвития России предлагает дополнить Федеральный закон № 135-ФЗ ст. 11.1 «Реестр сведений об отчетах».
Таким образом, предлагается создание механизма регистрации отчетов в Реестре сведений, содержащихся в отчетах (далее — Реестр), создание, формирование и ведение которого будет обеспечиваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — оператор Реестра).
Кроме того, предусматривается, что итоговый документ, составленный по результатам определения стоимости объекта оценки (независимо от вида определенной стоимости), будет приобретать статус отчета об оценке только в случае внесения сведений о нем в Реестр.
Законопроектом предусмотрено, что вносить сведения об отчете в Реестр будет сам оценщик, подписавший такой отчет. Если же отчет подвергался экспертизе, то сведения о ней также будут вноситься в Реестр, но только уже экспертом, подписавшим экспертизу.
Плата за внесение сведений об отчете, экспертизе отчета в Реестр взиматься не будет.
В Реестр будут включаться следующие сведения:
-
об оценщике или оценщиках, подписавших отчет;
-
о договоре на проведение оценки;
-
о реквизитах отчета;
-
об обязательности проведения оценки объекта (объектов) оценки;
-
об объекте оценки;
-
о виде определяемой стоимости объекта оценки;
-
об основных фактах и выводах, представленных в отчете;
-
о наличии экспертного заключения на отчет и сведения о таком экспертном заключении;
-
о внесении изменений в отчет и иные сведения об отчете, связанные с его составлением.
Также там будут содержаться и иные сведения (например, о признании отчета недействительным).
Реестр будет состоять из открытой части (общие сведения) и закрытой, доступ к которой будет предоставляться за деньги.
Помимо общих сведений в Реестре без взимания платы будут раскрываться сведения о стоимости объекта оценки в случае обязательности проведения оценки, а также сведения об объекте оценки в случае обязательности раскрытия такой информации об оценке в иных информационных ресурсах и фондах данных в соответствии с российским законодательством.
Порядок формирования Реестра, в том числе структура и состав сведений, подлежащих внесению в него, порядок формирования номера отчета, порядок ведения Реестра и предоставления содержащихся в нем сведений, размер платы за предоставление сведений, порядок взимания такой платы будут устанавливаться уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Кроме того, оператор Реестра будет наделен полномочиями по осуществлению мониторинга информации, содержащейся в Реестре.
По мнению разработчика законопроекта, создание позволит:
-
предотвращать недобросовестные действия заинтересованных лиц с результатами оценки (внесение изменений в отчет сторонами договора и иными лицами) после фактического подписания отчета оценщиком;
-
исключить обращения на рынке нескольких версий одного и того же отчета об оценке, возможность подписания отчета без ведома оценщика либо лицом, не имеющим права подписывать отчет об оценке, а также выявлять факты существенного расхождения стоимости одного и того же объекта, определяемой для различных целей;
-
формировать информационную базу об объектах оценки для возможного дальнейшего проведения анализа;
-
обеспечить доступ к публичной части Реестра широкого круга лиц;
-
анализировать осуществление деятельности оценочными организациями.
В общем, делается это в целях обеспечения более эффективного контроля за профессиональной деятельностью оценщиков.
Вступление в силу федерального закона предусмотрено по истечении трехсот шестидесяти дней со дня его официального опубликования, это, конечно же, обусловлено необходимостью создания Реестра.