В письме разъяснено, в какие сроки нужно подписать контракт с единственным поставщиком, если требуется согласование этого контракта с контрольным органом, как выполнять решения и предписания, выданные контрольными органами разных уровней в отношении одних и тех же действий, и другие вопросы.
Опубликовано письмо Минфина России от 18.03.2021 № 24-04-07/19432 «О направлении информации по вопросам осуществления контроля в сфере закупок, согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Дело в том, что с 01.07.2020 изменились правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком в случае признания закупки несостоявшейся (поправки были внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ). Это предусмотрено в п. 4 ч. 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). В связи с этим министерство разъяснило ряд вопросов.
О сроке подписания проекта контракта при необходимости согласования
Минфин России разъяснил вопрос о сроке подписания контракта с единственным поставщиком при необходимости согласования, предусмотренного п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
В этом случае заказчик должен направить без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки, а именно до получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Далее участник подписывает проект контракта, тоже еще до получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Таким образом, предусмотренные ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ действия по заключению контракта осуществляются участником закупки вне зависимости от получения заказчиком решения о согласовании. Затем заказчик должен получить решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком и только после этого подписать контракт (в срок, предусмотренный п. 3 ч. 9 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: не позднее чем через 20 дней с даты получения заказчиком решения о согласовании).
О нарушениях при согласовании заключения контракта с единственным поставщиком
В части 18 ст. 99 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта РФ, которое принято по результатам проведения внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.
Закон № 44-ФЗ не устанавливает, в чем может быть противоречие.
В связи с этим содержание противоречия определяется в конкретном случае, в том числе исходя из признаков противоречия, наличие которого предполагается одним из участников правоотношений. При этом по общему правилу содержание понятия «противоречие» предусматривает ситуацию, при которой одно обстоятельство исключает или отрицает другое, несовместимое с ним.
Например, контрольный орган в сфере закупок регионального уровня может установить нарушение при рассмотрении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в условиях, при которых ранее в отношении этой закупки федеральным контрольным органом рассматривалась жалоба и проводилась внеплановая проверка, по результатам которой такое нарушение не было выявлено. В этом случае отсутствует ситуация, при которой одно обстоятельство исключает другое. Однако это не исключает ситуацию, при которой имеющееся нарушение может быть установлено впоследствии, в том числе иным контрольным органом в сфере закупок, при представлении или выявлении подтверждающих информации и документов.
О выполнении решений и предписаний в отношении одних и тех же действий (бездействия)
В части 19 ст. 99 Закона № 44-ФЗ указано, что если уполномоченные органы в сфере закупки разного уровня по результатам внеплановых проверок выдали связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия), то выполняется решение, принятое федеральным органом.
При этом Минфин России отметил, что решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком само по себе не является в полной мере тождественным решению о результатах проведения внеплановой проверки. Такое решение о согласовании либо отказе в согласовании помимо результатов внеплановой проверки также содержит вывод о согласовании и, соответственно, о возможности заключить контракт либо об отказе в таком согласовании, а также оно принимается исключительно контрольным органом соответствующего уровня (федерального, или регионального, или местного в зависимости от уровня закупки), в связи с чем оно не может быть принято иным контрольным органом в сфере закупок.
В случае принятия в отношении одной закупки федеральным контрольным органом решения и предписания по результатам проведения внеплановой проверки, а также вышеуказанного решения о согласовании контрольного органа в сфере закупок регионального уровня целесообразно руководствоваться следующим:
1) в отношении одних и тех действий (бездействия) субъектов контроля выполняются решение и предписание контрольного органа федерального уровня, принятые по результатам проведения внеплановой проверки. При этом в случае выдачи предписания контракт не заключается до его исполнения;
2) решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком может быть принято исключительно контрольным органом в сфере закупок соответствующего уровня. В частности, для нужд субъекта РФ такое решение принимает региональный орган;
3) при принятии региональным органом решения о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком также проводится внеплановая проверка, результаты проведения которой включаются в состав единого решения о согласовании либо об отказе в таком согласовании;
4) выполнение вышеуказанных решения и предписания контрольного органа федерального уровня не означает во всех случаях невозможность реализации решения о согласовании, принятого региональным контрольным органом;
5) решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, принятое контрольным органом в сфере закупок регионального уровня, исполняется в части, не противоречащей решению и предписанию, выданным федеральным органом по результатам проведения внеплановой проверки этой закупки;
6) исключение — решение о согласовании, принятое региональным контрольным органом, не может быть исполнено, если предписание, выданное федеральным органом по результатам проведения внеплановой проверки этой закупки, предусматривает отмену итогов определения поставщика, в соответствии с которыми определен такой единственный поставщик. В том числе путем предписания аннулировать определение поставщика или внести изменения в закупочную документацию или отменить итоги определения поставщика с целью повторного рассмотрения ранее поданных заявок;
7) решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, принятое региональным контрольным органом, влечет невозможность заключения контракта вне зависимости от решения и предписания, выданных федеральным органом, поскольку заключение контракта до получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком не допускается.