Динамика российского ВВП в феврале текущего года, по мнению экспертов Минэкономразвития, немного ухудшилась (–2,8% год к году после –2,2% в январе). Более оптимистичную оценку, сделанную на основе индекса базовых видов экономической деятельности, дают ученые ВШЭ. По их расчетам, деловая активность уже восстановилась на 90%, а рост ВВП в 2021 г. будет выше прогнозов (3,5%). Отечественная экономика, по словам аналитиков международной консалтинговой компании «Coface», уверенно выходит на траекторию посткризисного восстановления.
Cокращение российского ВВП в последнем месяце зимы, по оценке МЭР, составило –2,8% год к году по сравнению с –2,2% в январе. За первые два месяца 2021 г. снижение экономики равнялось –2,5% год к году.
Понижательная динамика выпуска обрабатывающей промышленности усилилась до –2,4% год к году (–0,2% месяцем ранее). Основной отрицательный вклад, как и прежде, внесли нефтепереработка и металлургический комплекс. Вместе с тем с исключением календарного фактора выпуск в обрабатывающем секторе, по расчетам специалистов министерства, сохранился практически на уровне прошлого года.
Спад в добывающем комплексе составил –8,9% год к году после –7,4% месяцем ранее. Впрочем, с исключением календарного фактора снижение замедлилось до –5,6% год к году. Поддержку выпуску добывающих отраслей оказали добыча угля, а также прочих полезных ископаемых.
Снижение грузооборота транспорта замедлилось до –0,7% год к году в феврале после –2,1% в январе. Основной вклад в улучшение динамики транспортной отрасли внесли показатели воздушного и трубопроводного транспорта.
Объем строительных работ в феврале, как и в январе, находился вблизи уровней предыдущего года.
В конце зимы продолжилось постепенное улучшение динамики платных услуг населению (–6% год к году в феврале после –8,7% месяцем ранее) и оборота общественного питания (–9,6% год к году после –11,9% в январе).
Оборот розничной торговли в феврале сократился на 1,3% год к году (на 0,1% месяцем ранее). В продовольственном сегменте динамика сохранилась практически на уровне января (–1,1% год к году после –1% в предыдущем месяце). При этом возобновилось снижение оборота непродовольственных товаров (–1,4% год к году после роста на 0,9% в первом месяце года).
Деловая активность восстановилась на 90%
В отличие от МЭР, ученые Центра развития (ЦР) «Вышки» отмечают уверенный рост экономической активности в феврале. «Положительную динамику показали все базовые сектора экономики, в том числе потребительский сегмент, что с учетом специфики кризиса 2020 г. имеет решающее значение, — подчеркивает эксперт ЦР Николай Кондрашов. — Темп прироста индекса базовых отраслей к соответствующему месяцу прошлого года составил в феврале 1,3% против –1,5% в январе и 0,5% в декабре».
В целом экономическая активность в последнем зимнем месяце, по оценке аналитиков ВШЭ, на 0,3% превысила уровень I квартала 2020 г. (когда кризис уже начинал проявляться), но осталась на 1% ниже уровня IV квартала 2019 г., который действительно можно считать докризисным.
Потребление населения второй месяц подряд показало сильный рост — на 2,6% в феврале 2021 г. после 2,4% в январе, что говорит об уменьшении влияния пандемии на потребительскую активность в результате ослабления второй волны пандемии. Ранее в течение пяти месяцев (с августа по декабрь 2020 г.) потребление слабо менялось, а в целом за этот период сократилось на 0,4%.
Такая позитивная динамика, вероятно, была обусловлена сочетанием роста склонности населения к потреблению в условиях улучшения эпидемиологической обстановки и увеличения зарплат, сильно влияющих на потребительское поведение.
На фоне весьма позитивной в целом экономической динамики в феврале 2021 г., по словам г-на Кондрашова, немного тревожно выглядит резко затормозившееся снижение безработицы. В феврале, как и в январе, она составила 5,7%, хотя с сентября прошлого года устойчиво снижалась на 0,2 п.п. в месяц. Возможно, это отчасти объясняется округлением значений в исходных цифрах, но вероятно и действительное изменение динамики.
Доступная статистика по реальным зарплатам в организациях говорит о том, что после мощного взлета выплат в декабре прошлого года (на 8,7% к ноябрю) в январе ожидаемо произошла коррекция (–7% к декабрю).
Стоит также отметить, что реальные зарплаты уже в январе заметно превышали докризисные уровни. В целом здесь сохраняется положительный тренд.
По итогам февраля 2021 г. уровень экономической активности, по оценкам экспертов ЦР, по большей части восстановился после кризисного падения. Если за докризисный период взять IV квартал 2019 г., а за условное «дно» — II квартал 2020 г., то в феврале текущего года прогресс в восстановлении индекса базовых видов экономической активности составил 90% против 79% в IV квартале прошлого года.
«Позитивные данные за февраль подкрепляют надежду на заметный рост экономики в 2021-м и последующих годах, — комментирует ситуацию Н. Кондрашов. — Согласно консенсус-прогнозу, составленному Центром развития ВШЭ в первой половине февраля на основе опроса независимых профессиональных прогнозистов, при росте среднегодовых нефтяных цен в 2021—2023 гг. с 52 до 56 долл. за баррель прирост ВВП составит 2,8% в текущем году, 2,4% — в следующем и 2,1% — в 2023 г. с последующей стабилизацией примерно на уровне 2%. С учетом заметного превышения нефтяных цен в феврале — марте над прогнозными уровнями и тенденции к ослаблению эпидемиологических ограничений рост российской экономики в 2021 г. может достичь примерно 3,5% с последующим замедлением до 2% к 2023 г.».
Экономика вышла на траекторию роста
Российской экономике удалось избежать чрезмерного «охлаждения» и выйти на траекторию посткризисного восстановления, считают эксперты международной консалтинговой компании «Coface», которая специализируется на кредитном страховании и управлении рисками.
По окончании зимнего сезона, для которого характерна высокая заболеваемость ОРВИ, индексы потребительского и предпринимательского доверия будут расти, отмечается в макроэкономическом обзоре «Russia ViewPoint». Таким образом, устойчивый рост отечественной экономики может возобновиться уже этой весной. Этому способствуют также успешное начало кампании по массовой вакцинации населения и постепенная нормализация эпидемиологической обстановки.
В ближайшие месяцы основными драйверами посткризисного восстановления российской экономики станут сектора, которые сильнее других пострадали от пандемических локдаунов, то есть сфера услуг, транспортный сектор, индустрия общественного питания и гостеприимства.