Эксперты Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса объясняют заметное падение в марте российского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей во многом эффектом базы. Он же лежит и в основе их уверенности, что в апреле и мае продажи этих авто вырастут.
По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, за I квартал 2021 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. на 2,8%., или на 11 196 единиц, составив 387 322 автомобиля.
В марте реализация данных автомобилей сократилась в годовом измерении на 5,7%, или на 9062 штуки, до 148 676 единиц. Напомним, что в феврале авторынок показал небольшой рост (+0,8%), а в январе снизился на 4,2%.
Вот как комментирует его статистику председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель: «В марте 2021 г. продано 148 676 автомобилей, что на 5,7% меньше, чем в марте 2020 г. Стоит, однако, отметить, что март был лучшим месяцем 2020 г., до того, как в апреле за ним последовал локдаун. В I квартале этого года продано 387 322 автомобиля, что на 2,8% меньше аналогичного периода прошлого года. Очевидно, что ближайшие два месяца исправят ситуацию, и рынок продемонстрирует рост, так как мы будем сравнивать результаты последующих месяцев с наихудшим периодом в истории автопрома, связанным с ограничениями для бизнеса из-за пандемии коронавируса. В целом ситуация на рынке не вызывает удивления. Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. Наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте».
Таким образом, мартовское снижение рынка и особенно «неминуемый» его рост в следующие два месяца эксперт АЕБ связывает, прежде всего, с влиянием эффекта базы (напомним: +4,0% в марте, –72,4% в апреле и –51,8% в мае 2020 г.). Он также информирует, что теперь автостатистика АЕБ будет содержать дополнительные данные о продажах внедорожников, легких коммерческих автомобилей, пикапов и электромобилей. Среди реализованных авто в марте их количество и доля таковы:
-
коммерческие автомобили — 21 263 штуки, или 5,5%;
-
внедорожники — 183 266, 47,3%;
-
пикапы — 1784, 0,5%;
-
электромобили — 204 штуки.
Т. Штэрцель отмечает, что внедорожники составляют почти половину общего рынка продаж как самый любимый тип автомобилей российских покупателей.
Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», ознакомившись с данными АЕБ, отмечают, что лидерство на российском авторынке удерживает марка LADA, чьи продажи в марте увеличились в годовом выражении на 3% и составили 33 779 автомобилей. Второе место сохраняет KIA — реализация 20 057 машин (+1%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку занимает Hyundai — 15 332 (–3%). Далее следует Renault — автомобили этой марки выбрали 11 659 покупателей (–15%). Замыкает пятерку лидеров по-прежнему Toyota — 10 278 машин (–18%).
Самой продаваемой моделью в России по итогам марта остается LADA Granta, чья реализация увеличилась в годовом выражении на 9% и составила 12 686 автомобилей. Второе место заняла LADA Vesta — 8779 машин (–21%). Третий результат показала KIA Rio — 8102 автомобиля (–2%). Лидером среди моделей SUV остается кроссовер Hyundai Creta — 6946 экземпляров (+2%). Спрос на семейство внедорожников LADA Niva вырос на 32% до 6016 автомобилей.