В мае 2021 г. Госдума собирается рассмотреть законопроект, подготовленный в целях развития суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». В нем предлагается ввести обязанность указывать в исках и исполнительных документах больше сведений о взыскателях и должниках. Налоговые органы, банки и другие организации должны будут предоставлять сведения приставам в течение трех дней (вместо семи дней). Еще можно будет оформить полномочия представителя компании для участия в исполнительном производстве в электронном виде с помощью ЕСИА.
В Госдуму внесен правительственный законопроект № 1144920-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов» (далее — законопроект). Госдума планирует рассмотреть его в первом чтении в мае 2021 г. Он разработан для дальнейшего развития суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Данный сервис размещен на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Он работает уже сейчас, но пока в пилотном режиме.
В исполнительных документах будут указывать новые сведения
В законопроекте предлагается включить в перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве, идентификационный номер налогоплательщика должника-организации. То есть искать должников можно будет по ИНН. Согласно пояснительной записке к законопроекту, сейчас около 50% исполнительных документов, поступающих в ФССП России, не содержат однозначного уникального идентификатора должника — указываются только ФИО, дата и место рождения. Это вызывает сложности при поиске необходимых сведений о должнике, увеличивает сроки исполнительного производства и сложности при идентификации должника. Например, приставам приходится запрашивать сведения у налоговых органов, государственных регистраторов, а также у других органов, обладающих соответствующей информацией. В связи с этим будут внесены поправки в процессуальные кодексы и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В частности, в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе будут указывать:
-
дату и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника);
-
один из идентификаторов ответчика (должника) — СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства. При отсутствии у гражданина-взыскателя возможности указать в заявлении о вынесении судебного приказа, исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника) ему нужно будет сослаться на это в заявлении. Тогда данную информацию должен будет истребовать суд.
Сократится срок на ответ приставам
Приставы смогут запрашивать сведения о взыскателях и должниках у соответствующих органов через государственные информационные системы в целях уведомления должника и взыскателя, у операторов связи — номера телефонов должника и взыскателя. Предполагается, что ответ на запрос приставы получат в течение одних суток с момента поступления запроса.
Информационный обмен с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество, также будет происходить с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации должны будут предоставить приставу запрошенные сведения в течение трех дней со дня получения запроса.
Большинство действий по исполнительному производству перейдет в онлайн
В законопроекте предусмотрена возможность автоматического:
-
принятия решений по вопросам возбуждения исполнительного производства;
-
отказа в возбуждении исполнительного производства;
-
окончания исполнительного производства;
-
приостановления исполнительного производства;
-
прекращения исполнительного производства;
-
взыскания исполнительского сбора;
-
установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов;
-
предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа;
-
обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и иные доходы должника.
Решения приставов
Постановление пристава может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Данное постановление отправят лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг и иными способами, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении такого постановления, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Сообщения об исполнении постановления пристава
Компании должны будут извещать приставов об исполнении постановления. Сделать это нужно будет в форме электронного документа и путем заверения усиленной квалифицированной электронной подписью. Требования к формату уведомления позже установит ФССП России.
Представители в исполнительном производстве
Полномочия представителей компании можно будет оформить в электронном виде через ЕСИА. Документы, которыми оформляются указанные полномочия, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного на то лица.
Закон вступит в силу не сразу
Если законопроект примут, то он вступит в силу через полгода со дня официального опубликования. С 2022 г. вступят в силу положения об указании дополнительных сведений в исковых заявлениях и заявлениях о вынесении судебного приказа, подаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые работают в сфере ЖКХ (компании и предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению МКД, ТСЖ, и т.д.).