Работодатель обязан восстановить работницу, которая уволилась по собственному желанию, не зная, что она беременна, и впоследствии отозвала свое заявление (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2021 по делу № 88-3344/2021, 33-18619/2020).
Суть дела
Сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком. По его окончании она написала заявление об увольнении по собственному желанию и в этот же день была уволена.
До истечения двух недель после подачи заявления об увольнении работница узнала, что на момент увольнения была беременна. Она обратилась к работодателю с письменным заявлением об отзыве ранее поданного заявления об увольнении по собственному желанию. Но работодатель отказался восстанавливать ее на работе, поскольку на ее место уже был принят на работу другой сотрудник.
Работница обратилась в суд с требованием о восстановлении на работе и выплате компенсации морального вреда.
Решение судов
Суд первой инстанции отказал работнице в удовлетворении ее требований. Он указал, что увольнение произошло не по инициативе работодателя, а по собственному волеизъявлению работницы в указанный ею в заявлении срок. Поэтому оно произведено с соблюдением требований законодательства.
Апелляционный и кассационный суды с таким решением не согласились и удовлетворили требования работницы, исходя из следующего.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» разъяснено, что правовое регулирование трудовых отношений с участием женщин осуществляется с учетом их общественно значимых особенностей (в частности, выполнения функций материнства и воспитания детей, наличия членов семьи, нуждающихся в уходе, несовершеннолетних).
Согласно положениям ст. 80 ТК РФ работник вправе беспрепятственно уволиться по собственной инициативе, подав работодателю соответствующее заявление не позднее чем за две недели до увольнения. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. Сторонам трудового договора также предоставлено право определить дату увольнения иначе, чем предусмотрено законом. Для защиты интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях в Трудовом кодексе закреплено право работника отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении, установленного законом. Работник не может быть лишен этого права и в случае, если он договорился с работодателем о расторжении трудового договора до истечения установленного срока предупреждения.
Из справки, выданной женской консультацией, следует, что на момент увольнения работница была беременна. Как только стало известно об этом, работница отозвала свое заявление об увольнении. Таким образом, работодатель не вправе был игнорировать этот отзыв и должен был восстановить работницу на работе.
Похожая ситуация была рассмотрена Московским городским судом в Апелляционном определении от 30.11.2018 по делу № 33-50325/2018. Но здесь работница обратилась с заявлением о восстановлении на работе только через два с половиной месяца после увольнения, так как в этот период находилась на лечении.
Удовлетворяя требования работницы, суд указал, что защита беременности, в том числе путем установления гарантий для беременных женщин в сфере труда, является, согласно Конвенции Международной организации труда № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства» (заключена в г. Женеве 15 июня 2000 г.), общей обязанностью правительств и общества. В пункте 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2014 № 1 разъяснено, что поскольку увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается, отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе.
Суд разъяснил, что обращение к работодателю с просьбой о возможности восстановления на работе в связи с наличием беременности, о которой на момент подачи заявления об увольнении работница не знала, свидетельствует об отсутствии ее волеизъявления на увольнение. В противном случае фактически имеет место прекращение трудового договора не по инициативе работника, а по инициативе работодателя. А расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается (ст. 261 ТК РФ).