SAP и Делойт, СНГ, представили результаты исследования цифровой трансформации российских компаний. Эксперты определили текущее состояние, последующие шаги и основные барьеры для трансформации бизнеса.
По результатам исследования SAP и Делойта, СНГ, его авторы выбрали несколько критериев цифровой зрелости, по которым они видят наибольший потенциал, и объединили их в две группы:
1. Прямое влияние на бизнес-показатели. Критерии этой группы оказывают прямое влияние на показатели компании в конкурентной цифровой среде и имеют возможность внедрения на базе уже существующих в мире технологий, инструментов и методологий.
2. Внутренние барьеры. Устранение барьеров необходимо для успешного внедрения прочих направлений и требует индивидуальной работы с сотрудниками и масштабных изменений в организации.
Бенчмарки
В рамках исследования был опрошен менеджмент ведущих российских компаний из ключевых отраслей промышленности.
Характеристики опрошенных компаний:
-
период опроса — осень 2020 — зима 2021 г.;
-
должности респондентов — менеджмент компаний с фокусом на Digital, IT;
-
размер опрошенных компаний:
— > 20% опрошенных с годовым оборотом более 500 млрд руб.;
— > 70% опрошенных с годовым оборотом более 50 млрд руб.
Оценку цифровой зрелости российских компаний по отраслям эксперты SAP и Делойт, СНГ, провели, судя по материалам в их исследовании, по шкале, где 5,0 — максимальное значение, и получили следующие результаты:
банки: среднее по РФ — 3,4, уровень мировых лучших практик — 4,5; торговля: 2,7 и 4,1 соответственно; телекоммуникации: 2,6 и 3,5; потребительские товары: 2,6 и 4,2; автомобилестроение: 2,6 и 3,6; ТЭК: 2,5 и 3,7; металлургия и добыча полезных ископаемых: 2,4 и 3,8; медицина и фармацевтика: 2,1 и 3,3; машиностроение: 1,6 и 3,4.
Из приведенных данных авторы исследования делают выводы, что постоянно меняющиеся требования потребителей заставляют B2C-отрасли трансформироваться быстрее, B2B-компании традиционно реагируют медленнее, но большинство уже адаптировали стратегию под новые реалии, нормативная база и уровень конкуренции на рынках коррелируют с цифровой зрелостью различных отраслей.
Резюме по отраслям
Детально уровень цифровой зрелости эксперты SAP и Делойт, СНГ, определяли по 24 критериям, названным в представленной таблице по всем отраслям. К сожалению, размер полосы не позволяет отразить аналогичные данные по каждой отрасли отдельно. Но резюме авторов исследования и в целом по ним, и по отдельности приводим.
Бенчмарки в целом по отраслям, максимальная оценка — 5,0
Критерии |
Среднее по РФ |
Среднемировой бенчмарк |
Вовлечение клиента |
2,68 |
3,34 |
Клиентский опыт |
2,36 |
3,15 |
Клиентские инсайты |
2,25 |
3,18 |
Доверие клиента |
2,41 |
3,13 |
Бренд-менеджмент |
3,00 |
3,14 |
Управление экосистемой |
2,17 |
2,91 |
Финансы |
2,76 |
3,37 |
Информация о рынке |
2,43 |
3,35 |
Портфель продуктов |
2,68 |
3,28 |
Стратегическое управление |
3,01 |
3,21 |
Контрольная среда |
2,09 |
2,48 |
Новые технологии/приложения |
2,67 |
3,07 |
Управление данными |
2,54 |
3,14 |
Управление разработкой |
2,23 |
2,90 |
Виртуализация |
2,86 |
2,62 |
Безопасность |
2,79 |
3,09 |
Технологическая архитектура |
2,62 |
3,05 |
Управление изменениями |
1,84 |
2,72 |
Интегрированное управление сервисом |
2,01 |
2,86 |
Онлайн-аналитика |
2,21 |
3,20 |
Интеллектуальное управление процессами |
2,38 |
3,24 |
Лидерство и культура |
2,50 |
3,17 |
Стандарты и руководство |
2,19 |
3,33 |
Возможности сотрудников |
2,58 |
3,24 |
Источник: Делойт, СНГ
Все отрасли:
-
большинство опрошенных компаний понимают важность цифровой трансформации и уже адаптировали стратегию с учетом новых технологий и требований рынка;
-
следующим этапом в рамках реализации стратегии является изменение бизнес-процессов компаний по всем направлениям параллельно с внедрением цифровой культуры.
Банки:
-
банки традиционно являются лидерами применения цифровых технологий в связи с большой долей бизнеса онлайн;
-
будучи одним из пионеров использования прорывных технологий, банковский сектор уже прошел этап апробации и активно получает отдачу от внедрения;
-
высокая бизнес-критичность систем, однако, не позволяет быстро внедрять новые проекты — работа в части разработки и управления изменениями может стать точкой роста.
Телекоммуникации:
-
цифровые дисрапторы оказывают максимальное влияние на телекоммуникационный бизнес, что обусловливает необходимость максимальной цифровизации;
-
благодаря давлению технологий на бизнес компании активно трансформируются по всем направлениям;
-
работа с большими данными большого количества клиентов требует дополнительного развития онлайн-аналитики.
Торговля:
-
B2C-ориентированность бизнеса требует от компаний поиска новых цифровых каналов взаимодействия для удовлетворения всех клиентских потребностей;
-
пандемия и условия изоляции стали дополнительным драйвером перехода на онлайн-торговлю;
-
сложные цепочки поставок, характерные для бизнеса торговли, имеют потенциал дополнительной цифровизации.
Потребительские товары:
-
сегмент представлен в том числе российскими представительствами международных компаний, что позволяет тиражировать лучшие практики и технологии;
-
синергии с традиционно развитой индустрией IT-безопасности могли стать причиной превышения референтных значений российскими компаниями;
-
существует потенциал развития аналитики по рынку в связи со сложностями сбора информации из-за низкой цифровой грамотности населения.
Автомобилестроение:
-
довольно высокая зрелость во многом объясняется большой долей компаний, которые представляют собой местные филиалы международных производителей;
-
отрасль активно меняется под влиянием цифровых технологий, что мотивирует компании фокусироваться на стратегии, технологиях и клиентском опыте;
-
следующим важным шагом является адаптация операционной деятельности и культуры под требования рынка.
Металлургия и добыча полезных ископаемых:
-
цифровизация дает значительный финансовый эффект с учетом масштаба бизнеса и мотивирует менеджмент фокусироваться на стратегии и технологиях;
-
консервативность и непрозрачность основных клиентских отраслей (например, строительства) является причиной низкого уровня цифровизации взаимодействия с клиентом;
-
цифровизация операционной деятельности отстает в связи с необходимостью значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов.
ТЭК:
-
новые технологии значительно изменили баланс рынка, нивелировали традиционные преимущества российского ТЭК и заставляют компании менять стратегию и внедрять новые инициативы;
-
виден дополнительный потенциал в цифровом взаимодействии с клиентами в B2B относительно B2C;
-
зарегулированность отрасли и дефицит частной инициативы являются барьерами для ускорения цифровизации, особенно в части операционной деятельности и культуры.
Медицина и фармацевтика:
-
отрасль стремится внедрять различные цифровые инициативы по различным направлениям;
-
однако в данной отрасли особенно важна слаженная работа всех участников (медицинских учреждений, фармацевтических компаний и прочих) и единые правила для достижения максимального результата;
-
консервативность нормативной базы здравоохранения также ограничивает потенциал цифровизации и требует изменений.
Машиностроение:
-
отрасль обладает наибольшим потенциалом цифровизации;
-
ключевым клиентом отрасли часто является государство, что обусловливает ограниченный уровень инновационных требований к продукту и сервису со стороны рынка;
-
наибольшая зона для роста — организационная составляющая цифровой трансформации за счет ограниченных возможностей сотрудников (неполная трансляция целей руководства, дефицит кадров и т.п.).
В нарушение представления Делойт, СНГ, совместного с SAP исследования ключевые его выводы мы подаем все-таки не в начале, а в конце изложения. К тому же, как представляется, органично после них звучат напутственные предложения экспертов компаниям по дальнейшему развитию цифровой зрелости.
Ключевые выводы и предложения
1. B2C-отрасли показывают более высокий уровень цифровой зрелости относительно B2B за счет более быстрой адаптации технологий в условиях конкурентного потребительского рынка.
2. Как и зарубежные коллеги, российские компании в целом имеют понимание своей цифровой стратегии и влияния технологий на ее реализацию.
3. Текущим вызовом для большинства компаний в России является внедрение стратегических инициатив и технологий в процессы взаимодействия с клиентом и операционную деятельность.
4. Основным барьером является неготовность организации и корпоративной культуры к изменениям.
Аналитики предлагают бизнесу рассмотреть несколько ключевых направлений дальнейшей работы:
-
для формирования лучшего понимания клиентов и повышения качества взаимодействия с ними недостаточно использовать классические CRM-системы. Следует применять системы управления клиентским опытом, которые являются решениями более высокого класса и требуют новых компетенций и технологий;
-
для повышения эффективности операционной деятельности необходимо внедрять новые технологии, такие как блокчейн, машинное обучение, большие данные и т.д.;
-
актуальная проблема организационных барьеров может быть решена за счет внедрения в компаниях роли цифровых амбассадоров, вовлечения в процесс наибольшего количества сотрудников и развития их цифровых компетенций, а также за счет формирования и поддержания культуры постоянного эксперимента и готовности бизнеса к риску;
-
кроме того, следует создавать сценарии цифровизации, которые будут вовлекать в этот процесс внешних партнеров организации.