Минюст России зарегистрировал приказ Министерства транспорта РФ от 15.01.2021 № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (зарегистрирован 27.05.2021, далее — Порядок предрейсового и предсменного контроля).
Этот документ обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются:
-
перевозками пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования;
-
перевозками грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки);
-
перевозками автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).
Новый порядок предрейсового и предсменного контроля вступит в силу с 01.09.2021 и будет действовать до 01.09.2027. Прежний Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.2018 № 296, перестал действовать еще с 01.01.2021. Таким образом, фактически с начала 2021 г. было непонятно, чем руководствоваться при проведении предрейсового и предсменного контроля.
Новый Порядок предрейсового и предсменного контроля содержит сходные положения с прежним порядком. Однако в нем появились и новые нормы.
В частности, контроль технического состояния можно проводить во время подготовки транспортного средства к рейсу или нескольким рейсам в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа (п. 3 Порядка предрейсового и предсменного контроля).
Контрольные мероприятия можно реализовать в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортных средств и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место) для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены водителя, до выезда с парковки (п. 4 Порядка предрейсового и предсменного контроля).
В журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств можно указывать меньше реквизитов. В частности, не нужно указывать фамилию, имя, отчество водителя транспортного средства (п. 15 Порядка предрейсового и предсменного контроля). Также в новый Порядок не включили положение о том, что журнал должен быть прошнурован и пронумерован. При этом по-прежнему нужно указывать в журнале следующие реквизиты:
-
наименование марки, модели транспортного средства;
-
государственный регистрационный знак транспортного средства;
-
ФИО контролера;
-
дату, время проведения контроля;
-
показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
-
отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
-
подпись лица, проводившего контроль.
Кроме того, уточнены положения о том, кто вправе проводить контроль. В Порядке предрейсового и предсменного контроля указано, что это может быть работник организации, деятельность которой подпадает под этот документ, работник сторонней организации или привлеченный индивидуальный предприниматель (п. 6 Порядка предрейсового и предсменного контроля).