Появились разъяснения ВС РФ по спорам, связанным с постройками, которые возведены рядом с магистральным или промышленным трубопроводом. Президиум ВС РФ утвердил 23.06.2021 Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (далее — Обзор). В нем обобщена практика по спорам об установлении охранных зон до 2022 г., об определении границ трубопроводов, а также о том, в каких случаях нельзя сносить постройки, которые построены рядом с трубопроводом.
Охранные зоны до 2022 г.
Позиция: установление зоны с особыми условиями использования территории до утверждения положения Правительством РФ осуществляется с учетом переходных норм Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 342-ФЗ) в порядке, действовавшем до дня его официального опубликования (п. 1 Обзора).
Суть дела: по заявлению собственника газопровода в ЕГРН была внесена запись об обременении земельного участка другой компании охранной зоной магистрального газопровода. Эта компания, являясь собственником земельных участков, подала в регорган требование о признании незаконными действий по внесению в ЕГРН информации об обременении участков охранной зоной магистрального газопровода. Она ссылалась на отсутствие акта об установлении зоны, принятого уполномоченным органом (п. 6 ст. 106 ЗК РФ), а также на нарушение своих прав, поскольку сведения из ЕГРН ограничивают использование участков.
Первая инстанция и апелляция удовлетворили иск. Суд кассационной инстанции отменил судебные акты, в удовлетворении иска отказал.
Магистральный газопровод был построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона № 342-ФЗ. Постановление Правительства РФ в соответствии со ст. 106 ЗК РФ не было утверждено. Охранная зона магистрального трубопровода в данном случае считается установленной, и обязанность по внесению сведений о такой зоне в ЕГРН лежит на собственнике газопровода. Таким образом, регорган правомерно внес сведения о зоне с особыми условиями использования территории по заявлению собственника газопровода.
Таким образом, до 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, изменяются или прекращают существовать в прежнем порядке, то есть без решения, предусмотренного ч. 6 ст. 106 ЗК РФ.
Определение границ минимальных расстояний до трубопровода
Позиция: определение территории, входящей в границы минимальных расстояний до трубопровода, осуществляется до установления этой зоны с учетом положений СНиП 2.05.06-85 (п. 2 Обзора).
Суть дела: уполномоченный орган муниципального образования отказал компании в выдаче разрешения на строительство. Отказ был обусловлен расположением земельного участка в границах минимальных расстояний до трубопровода (нефтепродуктопровода), что не допускает строительство без согласования с собственником трубопровода, однако такое согласование не было представлено. При этом уполномоченный орган руководствовался положениями СНиП 2.05.06-85, полагая, что минимально допустимое расстояние от оси спорного газопровода до жилой застройки, расположенной в пределах города и поселения городского типа, составляет не менее 3000 м.
Компания подала иск к уполномоченному органу муниципального образования о признании отказа в выдаче разрешения на строительство на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке незаконным и о возложении обязанности выдать разрешение на строительство.
Суд первой инстанции удовлетворил иск. Он исходил из того, что зона минимальных расстояний в соответствии со ст. 106 ЗК РФ не установлена. Границы минимальных расстояний в данном случае подлежат определению в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем министра топлива и энергетики РФ 29.04.92 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.92 № 9, а также СНиП 2.05.06-85.
Поскольку земельный участок компании не находился в границах минимальных расстояний до нефтепродуктопровода, то согласование строительства жилого дома с нефтегазовой организацией не требовалось. Его отсутствие не могло являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласование с собственником трубопровода
Позиция: до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов строительство в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с собственником трубопровода или уполномоченной им организацией (п. 3 Обзора).
Суть дела: компания обратилась в администрацию муниципального образования с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. Администрация муниципального образования отказала в выдаче разрешения на строительство. Она сослалась на то, что земельный участок компании полностью расположен в границах минимальных расстояний до действующего кольцевого магистрального нефтепродуктопровода, строительство в которых возможно при наличии письменного разрешения собственника (владельца) нефтепродуктопровода. В представленных документах письменное разрешение собственника (владельца) нефтепродуктопровода отсутствовало.
Компания подала иск о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, а также об обязании выдать такое разрешение. Суды отказали в удовлетворении иска, поскольку не было согласования с собственником трубопровода.
Пересмотр решений о сносе, принятых до 04.08.2018
Позиция: решение суда о сносе строения в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, принятое до 04.08.2018, может быть пересмотрено по новым обстоятельствам (п. 6 Обзора).
Суть дела: суд вынес решение о сносе жилого строения за счет гражданина, поскольку оно было построено в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода. Этот гражданин подал заявление о пересмотре решения по новым обстоятельствам. Суды ему отказали.
СКГД ВС РФ не согласилась. Коллегия указала, что по делам о сносе построек, расположенных в границах минимальных расстояний до трубопроводов, с 04.08.2018 нужно устанавливать, знал ли и мог ли знать собственник постройки о существовании ограничений в отношении принадлежащего ему участка.
В редакции ст. 222 ГК РФ, введенной в действие с 04.08.2018, закреплена презумпция защиты добросовестного создателя объекта: не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В случае осведомленности ответчика возведенная постройка может быть признана самовольной на основании ст. 222 ГК РФ, которая не предусматривает возмещение убытков лицу, осуществившему постройку. Если он не знал и не мог знать о действии ограничений, то постройка может быть снесена, но не как самовольная, и только с соответствующим предварительным возмещением.
Таким образом, решение суда о сносе строения, расположенного в границах минимальных расстояний до трубопровода, принятое до 04.08.2018, может быть пересмотрено по новым обстоятельствам. Это возможно, если при вынесении решения не устанавливались обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием осведомленности собственника строения об ограничениях в использовании земельного участка, либо было установлено, что он не знал и не мог знать о наличии данных ограничений.
Случаи, когда постройки рядом с трубопроводом не снесут
Еще несколько позиций ВС РФ связаны с признанием самовольными построек в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода. ВС РФ указал, что не подлежат сносу:
-
объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН (п. 7 Обзора);
-
объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, в случаях, установленных ч. 39 ст. 26 Закона № 342-ФЗ (п. 8 Обзора);
-
объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, если возможно приведение этих объектов в соответствие с ограничениями использования участка (п. 9 Обзора).