Совет Федерации 23 июня 2021 г. одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). На момент подписания номера в печать закон находится на подписи у Президента РФ. За исключением отдельных положений закон вступит в силу с момента его официального опубликования. Расскажем о наиболее интересных поправках.
Закон направлен на реализацию основных направлений налоговой политики. Им, в частности, предусматривается освобождение от НДС операций по оказанию услуг общественного питания, расширение случаев удержания НДС при покупке товаров (работ, услуг) у иностранных компаний, уточняется порядок учета расходов на реконструкцию (модернизацию) основного средства по окончании срока полезного использования.
Рассмотрим изменения подробнее.
НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных компаний
Сейчас согласно п. 1 ст. 161 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами по НДС и должны исчислить, удержать и уплатить налог, если они приобретают товары (работы, услуги) у иностранных компаний, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.
Новой редакцией п. 1 ст. 161 НК РФ предусмотрено, что удерживать НДС нужно будет и при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных компаний, состоящих на учете в связи с нахождением на территории РФ принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, а также у иностранных компаний, состоящих на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории РФ, при условии, что данные обособленные подразделения не ведут реализацию указанных товаров (работ, услуг).
Поправки вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС (п. 3 ст. 10 Закона).
НДС по услугам общепита
С 1 января 2022 г. услуги общепита, оказываемые через объекты общественного питания, а также по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), освобождаются от обложения НДС. Это предусмотрено новым подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Для целей освобождения от НДС услугами общественного питания не признается реализация:
-
продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли;
-
продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания либо занимающимся розничной торговлей.
Право на освобождение от НДС по услугам общепита возникает у компаний и индивидуальных предпринимателей, если за предшествующий календарный год:
-
сумма доходов, определяемых по правилам глав 23, 25 или 26.2 НК РФ, не превышает в совокупности 2 млрд руб.;
-
удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов компании (ИП) составляет не менее 70%;
-
среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, где компания сдает расчеты по страховым взносам, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» ОКВЭД.
Информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ по указанному виду экономической деятельности размещается Росстатом в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через интернет. При отсутствии в этой системе информации за предшествующий календарный год используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года.
Среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений за предшествующий год берется из данных расчетов по страховым взносам. Он определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения.
Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц рассчитывается путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Для вновь созданных компаний (вновь зарегистрированных ИП) установлены специальные правила. Так, если создание (регистрация) произошло в 2022 г. или 2023 г., освобождение от НДС может применяться с налогового периода соответствующего календарного года, в котором произошло создание (регистрация), без вышеописанных ограничений по сумме доходов, удельному весу и среднемесячному размеру выплат и иных вознаграждений.
Компании (ИП), созданные (зарегистрированные) начиная с 2024 г., имеют право на освобождение от НДС в налоговых периодах этого календарного года, следующих за налоговым периодом, в котором была создана компания (зарегистрирован ИП). При этом необходимо, чтобы за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, в котором применяется освобождение, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений был не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются расчеты по страховым взносам. Среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений за налоговый период, в котором применяется освобождение, определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного налогового периода. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Страховые взносы для общепита
С 1 января 2022 г. компании, оказывающие услуги общепита, освобожденные от НДС в соответствии с подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяют пониженные тарифы страховых взносов, установленные для субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ), и при превышении среднесписочной численности 250 человек (новый п. 13.1 ст. 427 НК РФ).
Согласно изменениям, внесенным ст. 3 Закона в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», для средних предприятий, основным видом деятельности которых является общественное питание, предельное значение среднесписочной численности работников устанавливается в размере 1500 человек.
Таким образом, применять пониженные тарифы страховых взносов компании, оказывающие услуги общепита, освобожденные от НДС, могут, пока среднесписочная численность работников не превысила 1500 человек.
Учет расходов на реконструкцию (модернизацию)
Действующими редакциями п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ установлено, что:
-
первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям;
-
если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
Из этих положений не ясно, как следует начислять амортизацию по полностью самортизированным основным средствам, подвергшимся реконструкции (модернизации и т.д.), срок полезного использования которых после реконструкции (модернизации) не увеличился. Ведь в этом случае первоначальная стоимость основного средства уже полностью списана в расходы через амортизацию и срок его полезного использования истек.
На практике существует две позиции на этот счет. Первая заключается в том, что поскольку на момент реконструкции (модернизации) первоначальная стоимость основного средства равна нулю (полностью самортизирована), амортизироваться должна стоимость реконструкции (модернизации) по норме амортизации, определенной при первоначальном вводе основного средства в эксплуатацию. Такой подход, в частности, изложен в решении ФНС России от 22.10.2018 № СА-4-9/20538@ и в постановлении АС Северо-Западного округа от 07.09.2020 № Ф07-9164/2020 по делу № А66-16390/2019 (Определением Верховного суда РФ от 28.12.2020 № 307-ЭС20-20541 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам).
Вторая позиция предусматривает увеличение первоначальной стоимости полностью самортизированного основного средства на сумму реконструкции (модернизации). При этом сумма начисленной за один месяц амортизации будет определяться как произведение увеличенной в результате реконструкции (модернизации) первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования данного объекта (письма Минфина России от 11.09.2018 № 03‑03‑06/1/64978, от 02.10.2017 № 03‑03‑06/2/63775).
С 1 января 2022 г. вторая позиция получит законодательное закрепление. Законом в п. 2 ст. 257 НК РФ внесено уточнение, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств. А согласно новой редакции п. 1 ст. 258 НК РФ, если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств.
Поскольку по полностью самортизированному основному средству после его реконструкции (модернизации) амортизация начисляется уже за пределами срока полезного использования, в п. 5 ст. 259.1 НК РФ внесено уточнение, что начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям независимо от окончания срока полезного использования.
Безнадежные долги
В пункт 2 ст. 266 НК РФ добавлены новые положения. Согласно им безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) будут признаваться суммы прекращенных перед налогоплательщиком — кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:
-
кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. на восстановление предпринимательской деятельности;
-
в отношении кредитного договора кредитной организации в 2021 г. и (или) в 2022 г. предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Данные положения вступят в силу с момента опубликования Закона и будут применяться до 31 декабря 2022 г. (п. 7 ст. 10 Закона).
Перенос убытков
В настоящее время п. 2.1 ст. 283 НК РФ установлено ограничение размера убытков прошлых периодов, которые могут быть перенесены на текущий период. Согласно этой норме с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. налоговая база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.
Новой редакцией п. 2.1 ст. 283 НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2022 г., действие данного ограничения продляется по 31 декабря 2024 г.
Авансовые платежи организаций культуры
Статья 286 НК РФ дополняется новым п. 3.1. В соответствии с ним организации, осуществляющие творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей по налогу на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 гг. Виды экономической деятельности, осуществляемые указанными организациями, определяются по коду основного вида экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, содержащемуся в ЕГРЮЛ по состоянию на 31 декабря 2020 г.
Данные организации освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации за отчетные периоды 2020 и 2021 гг. (новая редакция п. 1 ст. 289 НК РФ). А уплатить налог за налоговые периоды 2020 и 2021 гг. они должны не позднее 28 марта 2022 г. (новый п. 6 ст. 287 НК РФ).
Поправки вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона.
Расходы на УСН
Расширен перечень расходов, на которые можно уменьшить полученные доходы при применении УСН. В него включены:
-
расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации (новый подп. 40 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
-
расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования (новый подп. 41 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Поправки вступают в силу с момента официального опубликования Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г. (п. 8 ст. 10 Закона).
Транспортный налог
Новым п. 3.3 ст. 362 НК РФ установлен порядок исчисления транспортного налога, если в течение налогового периода у налогоплательщика возникло право на льготу. В этом случае налог исчисляется с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
На законодательном уровне решен вопрос с прекращением исчисления транспортного налога по изъятому транспортному средству. Согласно новому п. 3.4 ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было принудительно изъято у его собственника, на основании заявления налогоплательщика. Заявление может быть подано в любой налоговый орган.
Вместе с заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства. Если он такие документы не представил, налоговый орган самостоятельно запрашивает сведения, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, у органов и иных лиц, у которых они имеются.
Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента его получения. По результатам рассмотрения налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о прекращении начисления налога либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога. Форму заявления, уведомления и сообщения должна утвердить ФНС России.
Поправки вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по транспортному налогу (п. 3 ст. 10 Закона).
Налог на имущество организаций
Со следующего года законодательные (представительные) органы субъектов РФ больше не будут устанавливать сроки уплаты налога на имущество. Это предусмотрено поправками, внесенными в п. 2 ст. 372 НК РФ. Новой редакцией п. 1 ст. 383 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. А авансовые платежи по налогу должны уплачиваться в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В новом п. 4.1 ст. 382 НК РФ прописан порядок исчисления налога по имуществу, прекратившему свое существование в связи с гибелью или уничтожением. Он полностью соответствует вышеописанному порядку прекращения исчисления транспортного налога по изъятому транспортному средству.
Изменения коснулись объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Если компания имеет льготу по таким объектам, она подает заявление о предоставлении льготы в любой налоговый орган. К нему она вправе приложить документы, подтверждающие право на льготу. При отсутствии заявления налоговики предоставляют льготу на основе имеющихся у них сведений (новый п. 8 ст. 382 НК РФ).
Сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, не нужно включать в налоговую декларацию. А если у компании имеются только такие объекты, декларация вообще не представляется (новый п. 6 ст. 386 НК РФ). Данные положения вступят в силу с 1 января 2023 г. (п. 5 ст. 10 Закона) и будут применяться начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2022 г. (п. 17 ст. 10 Закона).