В 2008 г. собственники многоквартирного дома согласились на установку рекламы. Через 10 лет та же компания подала документы в местный департамент, чтобы получить разрешение на рекламу, предоставив протокол собрания собственников 2008 г. Департамент отказал. Но ВС РФ указал, что новое согласие получать не нужно.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 05.07.2021 № 310-ЭС21-3707 по делу № А48-14167/2019 |
Истец |
ООО «Аршин аутдор» |
|
Ответчик |
Департамент государственного имущества и земельных отношений |
Суть дела
В 2019 г. компания обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений (далее — Департамент) с заявлением на получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме. В письме Департамент отказал в рассмотрении заявления. В качестве причины он указал отсутствие:
-
проектно-технической документации, изготовленной не более чем за один год до подачи заявления;
-
протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с согласием на установку рекламы.
На самом деле компания предоставила эти документы, но Департамент посчитал их несоответствующими. В частности, компания предоставила протокол общего собрания собственников, оформленный еще в 2008 г., то есть 10 лет назад. При этом управляющая компания выдала письмо о том, что принятые на этом собрании собственников решения о разрешении размещения рекламной конструкции на крыше дома действительны.
В связи с этим компания считала, что она не должна была получать новое согласие собственников дома на общем собрании. Она подала заявление в суд об оспаривании отказа Департамента.
Позиция судов
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование компании. Они признали, что Департамент отказал в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в отсутствие правовых оснований и оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы компании. Они решили, что новое согласие общего собрания собственников многоквартирного дома получать не нужно.
Кассационная инстанция отменила судебные акты и отказала в удовлетворении требования компании. Суд указал, что согласие на установку рекламной конструкции, данное собственниками многоквартирного дома в 2008 г., уже реализовано при получении разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 09.04.2009 и фактически исполнено. А продление разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не предусмотрено. Поскольку в данном случае компания обратилась в Департамент с новым заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, то нужно было представить пакет документов, в том числе новое согласие собственников на установку рекламной конструкции.
Неоднократное получение новых разрешений на основании данного в 2008 г. согласия собственников, по мнению суда, не учитывает волеизъявления «актуальных» собственников по состоянию на 2019 г., которые обладают исключительными полномочиями по распоряжению общим имуществом многоквартирного дома.
Позиция ВС РФ
СКЭС ВС РФ отменила постановление кассации и оставила в силе судебные акты первой инстанции и апелляции. То есть коллегия согласилась, что отказ Департамента был незаконным, получать снова согласие собственников многоквартирного дома не требовалось.
ВС РФ отметил, что компания представила в Департамент соответствующую документацию. Вопрос остался только насчет того, требуется ли новое согласие собственников многоквартирного дома, если несколько лет назад такое согласие уже было получено на общем собрании.
Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций урегулированы ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). В ней в том числе предусмотрена возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции при использовании общего имущества собственников помещений многоквартирного дома при наличии согласия собственников, полученного в порядке, установленном ЖК РФ. К заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции прилагаются документы, перечисленные в ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе. Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по исчерпывающим основаниям, указанным в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе.
Согласно ч. 1, 2 ст. 6 ЖК РФ акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В силу этой нормы изменение нормативного регулирования не распространяется на отношения, возникшие до внесения данных изменений в ЖК РФ. Оно не может возлагать на собственников многоквартирного дома обязанности по принятию новых решений и приведению протоколов собраний в соответствие с законодательством, действующим на момент обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (в редакции от 01.09.2008) принятие решения о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решения по вопросу, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме и оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Таким образом, на момент принятия в 2008 г. решения собственников о разрешении устанавливать рекламные конструкции в ЖК РФ было указано, что порядок оформления протоколов собственников помещений определяется решением собрания. Поэтому выводы суда кассационной инстанции о несоответствии протокола нормам ЖК РФ и Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 № 44/пр, противоречат положениям ст. 6 ЖК РФ.
ВС РФ принял во внимание сложившиеся между собственниками помещений многоквартирного дома и компанией отношения, которые носят длящийся характер. Поэтому он признал, что принятое в 2008 г. собственниками решение о предоставлении компании места для установки рекламной конструкции и заключении договора сохраняет свою юридическую силу вплоть до принятия собственниками нового решения по данному вопросу. Это решение было оформлено протоколом в соответствии с требованием законодательства, действующим в период его принятия, не было оспорено заинтересованными лицами и не было признано недействительным (ничтожным).