Порядка 16 трлн долл. бюджетных средств потратили правительства стран мира на борьбу с кризисом, а центральные банки в совокупности увеличили балансы на 7,5 трлн долл., отмечает МВФ. Вместе с тем в ближайшее время возможны масштабная волна банкротств малых и средних компаний, некоторые из которых едва дышат после кризиса, и рост безработицы. Поэтому важно не снижать бюджетную поддержку МСП, а также людей, теряющих работу. В условиях нарастающей инфляции необходимо усилить работу антимонопольных органов большинства государств.
В ключевых странах с развитой экономикой и некоторых государствах с формирующимся рынком подъем экономики, по словам главы Международного валютного фонда (МВФ) Кристалины Георгиевой, набирает обороты благодаря сочетанию активной поддержки со стороны налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также высоких темпов вакцинации.
«Налогово-бюджетная политика должна обеспечивать продуманную поддержку, адаптированную к конкретным условиям каждой страны, чтобы защитить наиболее уязвимых и свести к минимуму долгосрочный экономический ущерб, — подчеркивает К. Георгиева. — По мере выхода стран из кризиса меры политики должны способствовать более активному, более устойчивому и более всеобъемлющему экономическому росту».
Продолжение денежно-кредитного и бюджетного стимулирования, по мнению заместителя главы МВФ Джеффри Окамото, может стать трамплином в светлое и более устойчивое будущее, а не просто поддержкой ослабевшей во время пандемии экономики. Если не упустить эту возможность, то можно обеспечить годы прочного экономического роста после атаки COVID-19 и повышение уровня жизни.
Сегодня нужно учитывать, что пандемия особенно сильно ударила по малым и средним предприятиям, таким как гостиницы, рестораны и фирмы, занятые в зрелищной индустрии и туризме.
В результате многие страны рискуют столкнуться с волной банкротств, которая может уничтожить миллионы рабочих мест, нанести ущерб финансовой системе и ослабить и без того хрупкое восстановление экономики. Политики должны принять новые и быстрые меры, чтобы смягчить эту волну.
По сравнению с прошлыми кризисами на этот раз есть более четкие основания для поддержки платежеспособности таких компаний со стороны правительств. Из-за огромного масштаба этой проблемы издержки, связанные с банкротствами МСП, для общества намного превысят потери отдельных должников и кредиторов.
Долгосрочные последствия кризиса для рынка труда, в свою очередь, могут быть столь же болезненными и тяжелыми. Молодежь и низкоквалифицированные работники уже получили один из самых тяжелых ударов за всю историю экономических кризисов. Также сильно пострадали работающие женщины, особенно в странах с формирующимся рынком и развивающихся государствах.
Правительствам нужно тщательно учитывать последствия пандемии при принятии решений о мерах, которые ранее в основном были нацелены на сохранение существующих рабочих мест, а теперь направлены на ускорение перемещения работников в растущие сектора и профессии. Правильный баланс инструментов экономической политики может уменьшить последствия пандемии для работников и способствовать не только быстрому восстановлению рынка труда, но и его качественному изменению.
Удар кризиса по малым и средним предприятиям не только вызвал массовое сокращение рабочих мест, но и привел к росту рыночной доли многих крупных компаний, которые стали еще сильнее на фоне банкротств мелких конкурентов.
Чрезмерно высокая доля рынка, принадлежащая небольшой группе крупных предприятий, может не только тормозить экономический рост, подавляя инновации и сдерживая инвестиции. Она неизбежно приводит к высокой инфляции в результате ценового диктата таких корпораций. Подобная практика может подорвать восстановление мировой экономики после кризиса и заблокировать развитие многих малых и средних фирм в то время, когда их динамичное продвижение вперед критически важно для всего глобального хозяйственного комплекса.
Антимонопольные органы стран, по мнению экспертов МВФ, обязаны в этих условиях предпринимать активные меры. Во-первых, им нужно проявлять большую бдительность при осуществлении контроля за сделками слияния и поглощения. Критерии, по которым антимонопольные подразделения рассматривают такие сделки, должны охватывать все соответствующие случаи, включая приобретение мелких игроков, которые могут вырасти, чтобы конкурировать с доминирующими фирмами.
Во-вторых, антимонопольным органам следует более активно применять запреты на злоупотребление доминирующим положением и шире использовать рыночные расследования для выявления опасного поведения крупных компаний.
В-третьих, необходимо активизировать усилия по обеспечению конкуренции на рынках сырья. Здесь очень важно предотвратить закулисные договоры между фирмами, способными повлиять на цены на базовые виды сырья и материалов.
В целом в странах с развитой экономикой благоприятное влияние реформ, направленных на стимулирование устойчивого экономического роста, по словам Д. Окамото, будет способствовать погашению долговых обязательств, принятых в целях оказания беспрецедентной поддержки, увеличивая возможности для важных инвестиций и снижая необходимость повышать налоги.
В государствах с формирующимся рынком, которым удалось сохранить доступ на мировые рынки капитала, реформы могут повысить основные экономические показатели и укрепить доверие инвесторов. В странах с низким доходом, которые исчерпали свои возможности экономической политики, выгоды от реформ, ориентированных на повышение экономического роста, могут быть достаточно значительными, чтобы избежать жесткой бюджетной экономии. Это позволит им в краткосрочной перспективе защитить социальные расходы и затраты на здравоохранение, при этом укрепляя их возможности инвестировать в население в долгосрочной перспективе.