Новые требования для иностранных IT-компаний: кто подпал под изменения законодательства и что придется поменять в работе?

| статьи | печать

Для крупных иностранных компаний, у которых высокая посещаемость сайтов, иностранных провайдеров хостинга и некоторых других компаний появились новые требования. Они должны будут создать в России филиал, представительство или учредить юридическое лицо, а также разместить на своем сайте форму для обращений российских пользователей и зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Такие положения предусмотрены в Федеральном законе от 01.07.2021 № 236-ФЗ. Причем новые требования повлияют еще и на работу банков, платежных и рекламных компаний: если иностранная компания не выполнит требования, ее нельзя будет рекламировать в интернете, а также будет запрещено принимать в ее пользу платежи.

Президент РФ подписал закон, в котором предусмотрены новые требования для крупных иностранных компаний: владельцев сайтов с посещаемостью более 500 тыс. российских пользователей в сутки, провайдеров хостинга и некоторых других. Речь идет о Федеральном законе от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории Российской Федерации» (далее — Закон № 236-ФЗ), он же закон о «приземлении» IT-компаний.

Разработчики закона отмечали, что ранее законодательство не содержало обязанность иностранных интернет-компаний учреждать на территории РФ уполномоченное юридическое лицо или открывать представительство (филиал). Это позволяло таким компаниям уклоняться от соблюдения законодательства РФ в сфере персональных данных, интернет-рекламы и защиты прав потребителей.

Закон № 236-ФЗ вступил в силу 01.07.2021. Однако положение о том, что иностранные компании, подпадающие под новые требования, обязаны создать филиал, представительство в России или учредить российское юридическое лицо, начнет действовать с 2022 г.

Какие иностранные компании подпали под новые требования?

Закон № 236-ФЗ с новыми требованиями будет распространяться на две группы иностранных компаний.

Первая группа — это иностранные компании, которые владеют сайтом, страницей сайта, информационной системой, программой для ЭВМ, доступ к которым имеют более 500 тыс. российских пользователей в сутки, а также одновременно имеется одно из следующих условий:

  • информация на таком информационном ресурсе размещена на русском языке, на государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов РФ;

  • на таком информационном ресурсе распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;

  • иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории РФ;

  • иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.

Вторая группа — это иностранные компании, которые являются:

  • провайдерами хостинга или иными лицами, обеспечивающими размещение информационных ресурсов, пользователи которых находятся в том числе на территории РФ;

  • операторами рекламной системы, обеспечивающими функционирование информационной системы или программы для ЭВМ, которые предназначены и используются для организации распространения в интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся в том числе на территории РФ, посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов;

  • организаторами распространения информации в интернете, которые занимаются обеспечением функционирования информационных систем или программ для ЭВМ, которые предназначены или используются для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей интернета, в том числе находящихся на территории РФ.

Таким образом, под требования нового Закона № 236-ФЗ подпадут Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, Google, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.

Какие обязанности появятся у иностранных компаний?

Если иностранная компания подпала под требования нового Закона № 236-ФЗ, то она обязана:

1) разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций. Требования к этой форме установит Роскомнадзор;

2) зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами РФ. Документы и иные юридически значимые сообщения будут считаться полученными иностранным лицом с момента их поступления в личный кабинет;

3) создать филиал, открыть представительство или учредить российское юридическое лицо. Эта обязанность начнет действовать с 2022 г. Филиал, представительство иностранной компании или созданное ею российское юридическое лицо обязано обеспечить:

  • прием и рассмотрение обращений российских граждан, организаций к иностранному лицу, исполнение решений судов, государственных органов РФ, принятых в отношении такого иностранного лица;

  • представление интересов иностранного лица в судах;

  • принятие мер на территории РФ по ограничению доступа к информации или удалению информации, распространяемой с нарушением законодательства РФ;

4) установить одну из программ, предложенных Роскомнадзором, для подсчета количества пользователей ресурсом.

Зачем появится перечень иностранных компаний?

Роскомнадзор будет вести перечень иностранных лиц, которые подпали под требования Закона № 236-ФЗ. Перечень является открытым, найти его можно будет на сайте www.236-fz.rkn.gov.ru (на момент публикации сайт не работал). Это указано в приказе Роскомнадзора от 16.07.2021 № 129 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ перечня иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте 22.07.2021).

В Законе № 236-ФЗ предусмотрено, что иностранная компания должна в течение суток с момента регистрации личного кабинета подать заявление о включении сведений о ней и ее информационном ресурсе в перечень Роскомнадзора. Заявление нужно отправить тоже через личный кабинет. Также Роскомнадзор будет самостоятельно включать иностранные компании в этот перечень.

Если доступ к информационному ресурсу иностранной компании на протяжении трех месяцев составляет в течение суток менее 500 тыс. российских пользователей, то она сможет подать заявление об исключении из перечня. Без заявления сведения исключат из перечня, если доступ к данному информационному ресурсу на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее 500 тыс. российских пользователей.

Что грозит за неисполнение требований?

В Законе № 236-ФЗ указано, как Роскомнадзор будет действовать, если обнаружит нарушителей новых требований. В этом случае он направит провайдеру хостинга или иному лицу, которое обеспечивает размещение информационного ресурса в интернете, уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца информационного ресурса. Также он зафиксирует дату и время направления в соответствующей информационной системе. Данные лица обязаны предоставить данные для идентификации владельца информационного ресурса в течение трех рабочих дней. Если владельцем окажется лицо, подпадающее под требования Закона № 236-ФЗ, то его включат в перечень иностранных лиц.

Кроме того, в Законе № 236-ФЗ предусмотрен ряд мер побуждения к соблюдению новых требований. Такими мерами являются:

информирование пользователей о нарушении иностранной компанией законодательства РФ. В этом случае Роскомнадзор направит операторам поисковых систем требование об информировании пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ. Тогда вместо выдачи сведений о сайте по запросу пользователей будет появляться информация о нарушении. Требования к содержанию такой информации установит Роскомнадзор;

  • запрет на распространение рекламы иностранного лица и его сайта;

  • запрет на распространение рекламы на сайте иностранного лица;

  • ограничение переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица;

  • запрет на поисковую выдачу;

  • запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;

  • частичное или полное ограничение доступа к сайту иностранного лица.

 


Принять к сведению

Про подсчет количества пользователей

В Законе № 236-ФЗ четко указано, что иностранная компания обязана установить программу для подсчета количества пользователей. Роскомнадзор вправе запрашивать у иностранных компаний информацию о количестве пользователей для ведения перечня иностранных компаний. Иностранные компании обязаны предоставлять такие сведения в течение 10 дней.

Более детально этот порядок определил Роскомнадзор: он будет запрашивать у иностранных компаний сведения о количестве пользователей, то есть они должны будут сами предоставить сведения о количестве пользователей в Роскомнадзор. А если компании не предоставят такие сведения, то подсчет будет осуществляться с использованием специальных программ или общедоступных сведений.

Так, порядок подсчета пользователей Роскомнадзор установил в приказе от 16.07.2021 № 130 «Об утверждении Методики определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки» (действует с 02.08.2021). В нем предусмотрено, что определение количества пользователей осуществляется путем подсчета однократных в течение суток обращений пользователей к каждому из информационных ресурсов иностранного лица, программе для ЭВМ, используемой для доступа к информационным ресурсам, обеспечивающих их полную загрузку. Определение количества пользователей информационных ресурсов осуществляется на основании сведений, предоставленных иностранными лицами по запросу Роскомнадзора. В случае невозможности определения количества пользователей Роскомнадзор устанавливает такие данные на основании:

— сведений, полученных в результате обработки информации с использованием специального программного обеспечения, предназначенного для определения количества пользователей информационных ресурсов, в том числе программ для ЭВМ, обеспечивающих возможность фиксации в автоматическом режиме обращений пользователей к информационному ресурсу иностранного лица;

— общедоступных сведений в интернете.

Комментарий эксперта

На текущий момент есть как минимум две категории IT-компаний, которые работают с российскими пользователями через иностранные юридические лица.

Первая категория — это компании, исторически имеющие зарубежные корни. IT-гиганты, которые не хотят создавать подразделения в России из-за сложностей, нежелания работать с нашими правилами и боязни проблем от налоговых органов. Эта категория компаний при появлении новых правил вполне сможет их выполнить (на это есть и бюджеты, и ресурсы). Возможно, они сделают это не сразу и скорее всего увеличат стоимость своих услуг, что отразится на конечных потребителях.

Вторая категория — это компании, которые корни имеют в РФ, но ушли за рубеж в связи с тем, что их деятельность в России облагалась повышенными налогами. Например, кешбэк-сервисы, которые из-за своей структуры чаще всего вынуждены быть налоговыми агентами (а это существенная финансовая и, самое главное, организационная нагрузка). Для таких компаний возврат в Россию может сильно ударить по бизнесу или даже сделать его совершенно бессмысленным.

В целом очевидно, что государства (и не только Россия) уже давно осознали, что деятельность в интернете может приносить существенную прибавку в бюджет в виде налогов, и поэтому все чаще мы будем видеть различные требования, которые приводят к привязке компаний к конкретной стране.

С точки зрения трудностей можно сказать, что на первых этапах возможны сложности в коммуникации с налоговыми органами при сдаче отчетности. Но не нужно забывать, что ФНС уже давно сама превратилась в цифровую компанию, поэтому все эти трудности можно будет достаточно быстро устранить.