По данным Банка России, за первую половину 2021 г. он получил свыше 125 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг, что на 15,6% меньше, чем за тот же период предыдущего года. В основном регулятор связывает это с весомым сокращением жалоб на банки.
В 1-м полугодии текущего года количество жалоб на кредитные организации уменьшилось на 30,3% — до 74,4 тыс. Центробанк объясняет это сокращением масштабов реструктуризации кредитов по сравнению с первой половиной 2020 г. Немаловажную роль, по мнению регулятора, здесь сыграли его разъяснения для заемщиков и рекомендации кредиторам.
По основной тематике жалоб на микрофинансовые организации — взыскание просроченной задолженности — продолжается снижение количества жалоб (на 10,6%), что в ЦБ связывают с принятыми мерами поведенческого надзора по отношению к нарушителям. Вместе с тем общее количество жалоб на МФО выросло (на 23,3%, до 15,2 тыс.) из-за нарушений прав потребителей неформальной группой МФО — три организации, входившие в эту группу, Банк России уже вывел с рынка.
В январе — июне регулятор получил в два раза меньше жалоб на негосударственные пенсионные фонды (590) благодаря изменению правил смены пенсионных фондов и, как следствие, снижению потерь гражданами инвестиционного дохода.
При этом Банк России отмечает, что в 2,4 раза выросло количество жалоб на мошеннические действия (до 5,1 тыс.). Злоумышленники обзванивают граждан и рассылают письма со ссылками на фишинговые сайты, чтобы выманить данные банковских карт или побудить жертву под тем или иным предлогом самостоятельно перевести деньги.
Рост числа жалоб на страховщиков (на 21,3%, до 18,2 тыс.) эксперты регулятора объясняют эффектом низкой базы: в период локдауна в апреле — мае 2020 г. заметно снизилось число страховых случаев, а также объемы продаж полисов ОСАГО.
С апреля уменьшается количество жалоб по вопросам мисселинга — продажи одного финансового продукта под видом другого. Этому, считают в ЦБ, способствовали его рекомендации по ограничению продаж страховых продуктов с инвестиционной составляющей клиентам, не обладающим специальными финансовыми знаниями. Тем не менее, констатирует регулятор, в целом по итогам полугодия этот показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37,8% — до 1,7 тыс. жалоб.