В письме от 26.05.2021 № 03-03-06/1/40615 Минфин России разъяснил, как производится обложение налогом на прибыль дивидендов, фактически не выплаченных акционеру — юридическому лицу в связи с его письменным отказом.
В чем проблема
В целях налогообложения дивидендом считается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации (п. 1 ст. 43 НК РФ).
Российская компания, являющаяся источником дохода в виде дивидендов, признается налоговым агентом по налогу на прибыль (п. 3 ст. 275 НК РФ). Пунктом 4 ст. 275 НК РФ установлено, что налоговый агент определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате доходов в виде дивидендов в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ. Поскольку речь в этой норме идет о выплате дивидендов, возникает вопрос: должно ли общество удерживать налог с дивидендов, причитающихся акционеру, от которых он письменно отказался?
Отказ = выплата
Пунктом 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) установлено, что общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Случаи, когда общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям, перечислены в п. 4 ст. 43 Закона об АО. Данный закон не содержит положений, позволяющих обществу не выплачивать объявленные по акциям дивиденды на основании письменного отказа акционера от них.
В связи с этим специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что отказ акционера от причитающихся ему дивидендов является распоряжением этими дивидендами. И такой отказ следует рассматривать в целях ст. 275 НК РФ как выплату дивидендов. Соответственно, обществу нужно удержать из их суммы налог по соответствующей ставке и уплатить его в бюджет.
О том, что отказ от дивидендов приравнивается в целях налогообложения к их фактической выплате, Минфин России говорил и раньше. В письме от 23.10.2019 № 03‑04‑06/81252 он рассмотрел ситуацию, когда от дивидендов отказался участник ООО — физическое лицо. Специалисты финансового ведомства указали, что день отказа участника от причитающихся дивидендов в пользу организации, которая их выплачивает, является датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде дивидендов. И этот доход подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях.
«Отказные» дивиденды невостребованными не являются
После удержания налога оставшаяся часть «отказных» дивидендов остается у акционерного общества. Положениями подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде не востребованных участниками компании дивидендов либо части распределенной прибыли, восстановленных в составе нераспределенной прибыли. Но можно ли применить эту норму к «отказным» дивидендам?
Определение невостребованных дивидендов дано в п. 9 ст. 42 Закона об АО. Под ними понимаются объявленные дивиденды, которые не были получены акционером в связи с тем, что у общества или регистратора отсутствуют точные и необходимые адресные данные или банковские реквизиты, либо в связи с иной просрочкой кредитора. Данной нормой также установлено, что обратиться с требованием о выплате невостребованных дивидендов акционер может в течение трех лет с даты принятия решения об их выплате, если больший срок для обращения с указанным требованием не установлен уставом общества. В случае установления такого срока в уставе общества этот срок не может превышать пять лет с даты принятия решения о выплате дивидендов. Срок для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов при его пропуске восстановлению не подлежит, за исключением случая, если лицо, имеющее право на получение дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы. По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества, а обязанность по их выплате прекращается.
Аналогичные положения содержатся в п. 4 ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в отношении части распределенной прибыли, не выплаченной участнику ООО.
Учитывая эти положения, специалисты финансового ведомства разъяснили, что подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ применяется к дивидендам, которые ранее не были выплачены обществом и в связи с истечением срока для обращения с требованием об их выплате восстановлены в составе нераспределенной прибыли. И поскольку отказ от дивидендов приравнивается к их выплате, сумма «отказных» дивидендов, оставшаяся у АО, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
На наш взгляд, сумму «отказных» дивидендов следует включить во внереализационные доходы на основании п. 18 ст. 250 НК РФ. По этой норме учитываются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Таким основанием будет письменный отказ акционера от получения дивидендов.