Несоблюдение установленного Трудовым кодексом срока для направления соискателю письменного отказа в приеме на работу грозит компании финансовыми потерями (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2021 № 88-15208/2021 по делу № 2-735/2021).
Суть дела
Соискатель нашел на информационном портале центра занятости информацию о вакансии. Он по почте направил компании письменное заявление о заключении трудового договора.
Через несколько месяцев компания сообщила работнику, что вакансия предусматривалась в связи с планируемым заключением государственного контракта. Но поскольку он не был заключен, потребность в работниках по должности, указанной в вакансии, у компании отсутствует.
Соискатель обратился в суд с требованием признать отказ в заключении трудового договора незаконным и взыскать с компании моральный ущерб в размере минимального прожиточного уровня в регионе (11 858 руб.). Свои требования он обосновал тем, что в установленный ст. 64 ТК РФ семидневный срок компания не сообщила в письменной форме причины отказа в заключении трудового договора.
Решение судов
Суды трех инстанций признали отказ обоснованным. В пункте 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ст. 22 ТК РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности немедленно по мере их возникновения.
Исходя из этих разъяснений, суды пришли к выводу, что отказ в заключении трудового договора со стороны компании мотивирован отсутствием вакансии и не связан с личными качествами соискателя. Доказательств, свидетельствующих о дискриминации, соискатель не представил. Однако, поскольку ответ на заявление о приеме на работу компания дала лишь через несколько месяцев после получения заявления, она нарушила семидневный срок, установленный ст. 64 ТК РФ. Руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, а также разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, изложенными в постановлении от 20.12.94 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суды взыскали с компании в пользу соискателя компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.