Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса, аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-11589 по делу № А57-6792/2020 |
Истец |
ООО «ФООД» |
|
Ответчики |
МАДОУ — детский сад № 23 г. Балаково Саратовской области |
Суть дела
В положении о закупке детского сада (далее — заказчик) было указано, что он вправе провести закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае оказания услуг по организации питания в образовательных учреждениях. В январе 2020 г. заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о закупке у единственного поставщика услуг по организации питания с начальной максимальной ценой договора 2,5 млн руб. По итогам закупки он заключил договор на оказание услуг по организации питания с индивидуальным предпринимателем.
Однако ООО «ФООД» (далее — компания), которое занималось организацией питания, тоже хотело участвовать в закупке. Компания посчитала, что ее незаконно лишили возможности предложить заказчику свои услуги по организации питания обучающихся. В связи с этим она подала заявление со следующими требованиями:
о признании недействительным пункта положения о закупке, в котором предусмотрено право заказчика на закупку у единственного поставщика;
об исключении этого пункта;
о признании недействительными результатов закупки и договора с единственным поставщиком.
Позиция судов
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований компании. Они исходили из того, что заказчик наделен правом самостоятельно определять способы закупки, а включение в положение о закупке возможности оказания услуг по организации питания для нужд заказчика посредством закупки у единственного поставщика не противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Закон № 223-ФЗ содержит явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц — потенциальных участников торгов. Действия сторон в обход соблюдения законодательно установленной процедуры свидетельствуют о недобросовестности исполнителя и лица, выступающего от имени заказчика.
При этом в части иска о признании закупки и договора недействительными дело было прекращено.
Позиция ВС РФ
СКЭС ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих инстанций в части отказа в удовлетворении требований компании. При этом вторая кассация даже не стала отправлять дело на пересмотр. ВС РФ признал недействительным пункт положения о закупке (о размещении закупки у единственного поставщика), а также обязал заказчика исключить этот пункт.
ВС РФ указал, что избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса, аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом ВС РФ 16.05.2018).
Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу, как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишает заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция).
В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур, вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
Однако подобные обстоятельства, оправдывающие необходимость отмеченного вида закупки у единственного поставщика, в оспариваемом пункте положения о закупке в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены. Заказчик является образовательной организацией и в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организует питание обучающихся. Из этого следует, что заказчик в соответствующий период осуществления образовательной деятельности имеет постоянную потребность в приобретении услуг по организации питания обучающихся, а закупка этих услуг является ежегодной.
Исходя из содержания положения о закупках, приобретение этих услуг во всех случаях и при любых потребностях осуществляется заказчиком путем размещения заказа у единственного поставщика.
Таким образом, условия, регламентирующие применение обозначенного неконкурентного способа закупки услуг по организации питания обучающихся, в оспариваемом пункте положения о закупке отсутствуют. Это не соответствует требованиям ч. 2 ст. 2, ст. 3, 6 Закона № 223-ФЗ и приведенным выше принципам, обязывающим заказчика такие условия определить. Тем самым оспариваемым пунктом заказчик незаконно ограничил доступ к возможному участию в соответствующей закупке на конкурентной основе юридических и физических лиц, предоставляющих услуги по организации питания, в том числе ООО «ФООД».