Если налогоплательщик до окончания камеральной проверки подал заявление о зачете НДС, а после ее окончания — о возврате налога, у него нет права на проценты, предусмотренные ст. 176 НК РФ (постановление АС Волго-Вятского округа от 27.08.2021 № Ф01-4506/2021 по делу № А38-3/2021).
Суть дела
Компания представила в инспекцию декларацию по НДС с суммой налога к возмещению и заявление о зачете этой суммы в счет будущих платежей. По результатам проверки налоговый орган в возмещении НДС отказал. Компания оспорила отказ в суде. Решением суда отказ в возмещении был признан недействительным.
После вступления решения суда в силу компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению. Налоговый орган в установленные ст. 78 НК РФ сроки возвратил НДС.
Компания посчитала, что налоговики должны были возвратить налог с процентами, поскольку были нарушены сроки возврата. При этом она исходила из того, что решение об отказе в возмещении НДС, признанное в судебном порядке недействительным, является недействительным с момента его принятия. Соответственно, право на возмещение налога возникло у компании с момента окончания налоговой проверки. Поскольку заявление о зачете НДС было представлено ей до момента принятия признанного впоследствии недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении налога, то по смыслу положений п. 11.1 ст. 176 НК РФ исключена возможность применения ст. 78 НК РФ и следует руководствоваться п. 7—10 ст. 176 НК РФ.
Налоговики считали, что проценты не подлежали начислению, поскольку до момента окончания камеральной проверки у налогового органа отсутствовало заявление о возврате налога. Заявление о зачете, представленное компанией, не имеет правового значения для целей возврата, и оно не может являться основанием для начисления процентов.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали позицию налоговиков. Пунктом 7 ст. 176 НК РФ установлено, что решение о зачете (возврате) НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога. В силу п. 8 и 9 данной статьи поручение на возврат налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
При нарушении сроков возврата налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 176 НК РФ). Если заявление о зачете налога в счет уплаты предстоящих платежей (о возврате суммы налога на указанный банковский счет) не представлено до дня вынесения решения о возмещении суммы налога, зачет (возврат) осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 78 НК РФ. При этом положения п. 7—11 ст. 176 НК РФ не применяются (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).
Таким образом, положениями ст. 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм НДС, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму. Предусмотренное ст. 176 НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных и нематериальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.
Из буквального толкования ст. 176 НК РФ следует, что основанием для начисления процентов является нарушение налоговым органом срока возврата суммы НДС. Возврат производится налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика путем направления соответствующего поручения территориальному органу Федерального казначейства только при наличии письменного заявления. До получения заявления, в котором содержится явно выраженная налогоплательщиком воля на возврат ему сумм налога, у налогового органа нет обязанности возвращать налог.
В рассматриваемом случае у налогового органа отсутствовала обязанность произвести возврат НДС, поскольку в силу прямого указания компании денежные средства подлежали зачету в счет предстоящих платежей по этому налогу. То есть в любом случае до обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога спорные денежные средства не поступили бы в непосредственное и свободное распоряжение компании. Доводов о том, что несвоевременное проведение зачета повлекло финансовые убытки, компания не заявляла. Ссылки на наличие материальных (нематериальных) потерь, компенсацией которых являются начисляемые по ст. 176 НК РФ проценты, а также расчет этих потерь компания не представила.
В результате суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае сроки для возврата налога необходимо исчислять по правилам ст. 78 НК РФ. И поскольку эти сроки не были нарушены, основания для начисления и взыскания с налогового органа процентов за несвоевременный возврат налога отсутствуют.