Направление контрагентам писем о том, что у компании не сформирован источник для возмещения НДС, не нарушает ее прав (постановление АС Западно-Сибирского округа от 03.09.2021 № Ф04-4524/2021 по делу № А46-12981/2020).
Суть дела
Компания дала согласие по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, на признание сведений о ней, составляющих налоговую тайну, общедоступными. Налоговики направили контрагентам компании информационные письма о том, что у нее не сформирован источник для возмещения НДС из бюджета и имеет место налоговый разрыв.
Компания посчитала действия инспекции незаконными. По ее мнению, направление контрагентам налогоплательщика информационных писем о налоговом разрыве не предусмотрено законодательством. Кроме того, располагая правом на раскрытие налоговой тайны в отношении компании, налоговики должны были действовать с соблюдением положений подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ и обеспечить распространение о налогоплательщике только достоверной информации. Между тем каких-либо обоснованных претензий в установленном законом порядке компании не выдвигалось. Контрагенты, в сделках с которыми налоговики выявили налоговый разрыв, отрицают данный факт. Из-за распространения информации о наличии налогового разрыва у компании появились сложности с заключением новых договоров, поскольку контрагенты отказываются от сделок с ней.
Компания обратилась в суд с требованием признать действия налоговиков по направлению информационных писем незаконными.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. При этом они руководствовались следующим.
Несмотря на отсутствие в законодательстве РФ о налогах и сборах определения «налогового разрыва», под ним понимается неуплата (неполная уплата) НДС каким-либо из участников сделок. Термин «налоговый разрыв» непосредственно связан с налоговыми правоотношениями, участником которых выступает конкретный налогоплательщик как сторона соответствующей сделки. Сведения о наличии или отсутствии в его деятельности налогового разрыва являются сведениями, составляющими налоговую тайну, обращение с которой урегулировано прежде всего п. 1 ст. 102 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. При этом, исходя из положений подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ, такие сведения становятся общедоступными с согласия налогоплательщика. Согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части. В письме ФНС России от 09.10.2018 № ЕД-4-2/19656@ разъяснено, что в утвержденной форме согласия, в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными», в обязательном порядке приводятся два кода:
-
«1100» — сведения из налоговых деклараций (расчетов);
-
«1400» — иное. В текстовом поле «Для кода 1400» указывается код «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС».
Компания добровольно представила в территориальный налоговый орган бессрочно по установленной форме согласие по кодам «1100» и «1400». Таким образом, информация о наличии (урегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС в отношении компании с ее прямого волеизъявления является общедоступной и не ограниченной в распространении.
Вне зависимости от того, что понимала компания под сведениями, относительно которых ей было предоставлено согласие, налоговый орган вправе распространять, в том числе, сведения о наличии или отсутствии налогового разрыва лицам, проявившим заинтересованность в них. Направленные в адрес контрагентов информационные письма содержат лишь мнение государственного органа. Вне зависимости от того, ошибочно оно или нет, данное мнение само по себе не влечет для компании каких-либо правовых последствий. Выражение этого мнения не обязывает компанию, во избежание применения заинтересованными лицами мер, совершать какие-либо обязательные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, оснований признать оспариваемые действия налоговиков по направлению контрагентам компании информационных писем о наличии у нее налогового разрыва незаконными нет.