Новый проект поправок в закон о банкротстве: реструктуризация долгов, отбор арбитражных управляющих и самострахование

| статьи | печать

В Госдуму внесен законопроект с масштабными поправками в сфере банкротства. В нем предлагается закрепить порядок проведения такой процедуры, как реструктуризация долгов. При этом придется отказаться от других реабилитационных процедур. Но именно в этом законопроекте предлагается не спешить и исключить процедуры внешнего управления и финансового оздоровления не ранее чем через три года. Еще часть поправок посвящена работе арбитражных управляющих. Для них введут балльную систему оценки и рейтинг.

На рассмотрение Госдумы поступил законопроект № 1263425-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект). Его внесла 11.10.2021 депутат Госдумы И.А. Чиркова.

В законопроекте содержится множество поправок к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). В частности, о введении новой реабилитационной процедуры, о страховании ответственности арбитражных управляющих и других видах обеспечения ответственности, об электронных собраниях, об отмене публикаций в бумажном издании «Коммерсанта» и т.д.

Нужно отметить, что недавно похожий законопроект был подготовлен Минэкономразвития России. Правительство внесло его в Госдуму 17.05.2021 (законопроект № 1172553-7). Но до сих пор его не начали рассматривать. «ЭЖ-Юрист» писала об этом в материале «Масштабная реформа института банкротства: отказ от реабилитационных процедур и баллы для арбитражных управляющих» («ЭЖЮ», № 20 (1670) 2021).

Реструктуризация долгов

В законопроекте предлагается включить в Закон о банкротстве новую реабилитационную процедуру — реструктуризацию долгов. Она будет направлена на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса. Сейчас реструктуризация долгов предусмотрена только для физических лиц. Заявление о введении процедуры реструктуризации можно будет подать, если имеется возможность восстановления платежеспособности должника (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

При этом разработчики считают, что пока не нужно отказываться от других реабилитационных процедур — от внешнего управления и финансового оздоровления, поскольку в отношении них уже выработана судебная практика (в законопроекте Минэкономразвития России предлагалось сразу отказаться от этих процедур). В пояснительной записке указано, что в случае введения новой процедуры реструктуризации в качестве единственной реабилитационной процедуры наработанные судебной практикой подходы окажутся не применимы, что негативно отразится на правовой определенности. Поэтому решение об исключении процедур внешнего управления и финансового оздоровления следует принимать по результатам апробирования новой процедуры реструктуризации долгов на протяжении не менее чем трех лет.

Ответственность арбитражных управляющих

Законопроект содержит новые положения касательно обеспечения ответственности арбитражных управляющих. В частности, допускается замена страхования на другой способ обеспечения имущественной ответственности — самострахование или независимая гарантия.

Самострахование. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе принять решение об обеспечении их ответственности путем создания членами саморегулируемой организацией фонда самострахования.

Фонд самострахования формируется за счет взносов членов саморегулируемой организации, перечисляемых только в денежной форме в размере не менее чем 100 тыс. руб. на каждого ее члена в год. Минимальный размер фонда самострахования составляет 20 млн руб. (п. 2.1 ст. 20.2 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих освобождается от выплаты из фонда самострахования:

  • в случае привлечения арбитражного управляющего к уголовной ответственности в судебном порядке (вступлении приговора суда в законную силу) за неправомерные действия (бездействие) при банкротстве при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве;

  • если суд установил, что лицо, по заявлению которого взысканы убытки, имеет либо имело возможность в момент причинения убытков определять действия арбитражного управляющего при ведении процедуры банкротства (п. 2.3 ст. 20.2 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Независимая гарантия. Также вместо страхования можно будет воспользоваться таким способом обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих, как независимая гарантия. В целях утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве будут принимать независимые гарантии, выданные банками или иными кредитными организациями, включенными в реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, и аккредитованными саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, а также независимые гарантии, выданные другими организациями, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ (ст. 24.2 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Отбор арбитражных управляющих

В законопроекте предусмотрен новый порядок отбора арбитражных управляющих. В нем предлагается ввести баллы и рейтинг профессиональной деятельности (ст. 45.1 Закона о банкротстве в редакции законопроекта), а также отбор арбитражных управляющих с использованием механизма случайного выбора.

Кроме того, сведения об арбитражных управляющих, членах саморегулируемых организаций, будут включать в электронный государственный реестр арбитражных управляющих (ст. 20.3-1 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Отмена публикаций в бумажном виде

Сейчас сведения о банкротстве публикуются в электронной и бумажной версиях издания «Коммерсантъ», размещаются в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а судебные акты арбитражного суда по делам о банкротстве публикуются в «Картотеке арбитражных дел». В законопроекте предлагается исключить обязанность публиковать сведения о банкротстве в печатном издании.

Электронные собрания

В Законе о банкротстве укажут, что участники собрания кредиторов вправе участвовать в собрании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в собрании, участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Решение собрания кредиторов может быть принято без проведения очного собрания (заочное голосование) посредством отправки в том числе с помощью электронных либо иных технических средств документов, содержащих сведения о голосовании. Разрешат и совмещение голосования на очном собрании кредиторов, а также заочного голосования (п. 5 ст. 14 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Сроки

Если при проведении ликвидации юридическое лицо будет отвечать признакам неплатежеспособности или признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника будет обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение 20 дней с момента выявления каких-либо из этих признаков. Сейчас срок подачи такого заявления — 10 дней.

Компенсация расходов кредиторов

Конкурсный кредитор, осуществивший действия по пополнению конкурсной массы должника, получит право на компенсацию расходов за счет денежных средств, поступивших в конкурсную массу в результате осуществления таких действий. Если кредитор понес обоснованные и документально подтвержденные расходы, в результате чего был достигнут положительный результат в виде реального поступления денежных средств или иного имущества в конкурсную массу должника, то требования такого кредитора по компенсации расходов погашаются за счет этого имущества приоритетно перед иными расходами и распределением денежных средств между кредиторами.

Суд сможет снизить сумму возмещаемых расходов либо отказать в возмещении расходов, если будет установлено, что положительный результат в виде реального поступления денежных средств или иного имущества в конкурсную массу достигнут совместными действиями как арбитражного управляющего и привлеченных им специалистов, так и иных участвующих в деле о банкротстве лиц.

Компенсации подлежат расходы конкурсного кредитора, понесенные в связи с осуществлением действий, направленных на пополнение конкурсной массы должника, связанных с привлечением лица к субсидиарной ответственности или ответственности в виде взыскания убытков в пользу должника, а также с оспариванием сделок, совершенных должником или иными лицами за счет должника, признанием недействительными сделок и применением последствий недействительности сделок (п. 10 ст. 20.7 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Торги в банкротстве

Внесены изменения в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем — при отсутствии заявок — цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене. После этого торги снова будут идти на повышение. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов (ст. 110 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Информационная система раскрытия информации о конкурсной массе

Предусмотрено создание государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства. Это будет общедоступная база данных об имуществе должников. В ней будет возможен поиск информации в электронном виде по заданным параметрам (ст. 111.9 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Комментарий эксперта

Этот вариант законопроекта предлагает решение, наверное, самой актуальной проблемы для всего рынка банкротств — страхования ответственности арбитражных управляющих. Авторы предлагают отменить обязательное страхование ответственности и ввести вместо него новый инструмент, аналогичный по своей сути компенсационному фонду саморегулируемой организации, — фонд самострахования. При том что у крупных страховых компаний отсутствует интерес к данному сегменту рынка, а Центробанк отозвал лицензии у многих компаний, ранее предлагавших такие страховые продукты, — это может стать отличным решением проблемы.

Вместо дополнительной ответственности предлагается применять различные варианты на выбор — например, общества взаимного страхования или независимые банковские гарантии. Я в целом очень позитивно отношусь к идее использования обществ взаимного страхования для решения этой проблемы, однако считаю, что предлагаемые изменения необходимо согласовать с законодательством о страховании.

В остальном авторы попытались отразить основные положения, требующие изменения. Они обсуждались и ранее — введение англо-голландского аукциона, внедрение критериев оценки деятельности арбитражных управляющих. Нельзя не отметить стремление авторов повысить вознаграждение арбитражного управляющего, о чем говорится уже много лет. Но насколько этот текст согласован с Минэкономразвития и какова будет его судьба — вопрос открытый. Хотелось бы, чтобы в итоговых изменениях к Закону о банкротстве, если они будут приняты в ближайшее время Госдумой, нашли свое решение все перечисленные мной вопросы.