ФНС России разослала своим сотрудникам письмо, в котором рекомендовала применять выводы ВС РФ по делу о доначислении налога на систему для производства напитков. Опубликовано письмо ФНС России от 01.10.2021 № БС-4-21/13969@ «О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации».
Его появление связано с публикацией Определения ВС РФ от 28.09.2021 № 308-ЭС21-6663 по делу № А18-1531/2019. В этом деле были такие обстоятельства: налоговый орган доначислил компании налог на имущество. Он посчитал, что установка для производства CO2, линия по производству и розливу безалкогольных напитков, система обратного осмоса имеет признаки недвижимого имущества (эти установки имели прочную связь со зданием в результате монтажа). Такое имущество должно облагаться налогом.
Суды трех инстанций согласились с налоговиками. Но ВС РФ направил дело по этому эпизоду на новое рассмотрение. Он отметил, что если имущество, согласно классификатору ОКОФ, относится к машинам и оборудованию, то это является признаком движимого имущества.
Налоговый орган рекомендовал обратить внимание на следующие выводы ВС РФ:
1. На основании подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, действовавшего до 01.01.2015, не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств. Начиная с 01.01.2015 освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, предусмотрено п. 25 ст. 381 НК РФ, действовавшим до 01.01.2019.
Цель освобождения от налогообложения движимого имущества, принятого к учету после 01.01.2013, состояла в поощрении инвестиций в новое оборудование.
2. Сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством, не являются достаточными для реализации принципа равенства налогоплательщиков и достижения вышеназванных целей освобождения имущества от налогообложения, поскольку эти критерии не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости. В обоих случаях приобретаемые налогоплательщиком активы до окончания монтажа не имеют прочной связи с землей, а после начала эксплуатации — могут быть соединены для использования по общему назначению с объектом недвижимости, при том что их разделение без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным.
3. Оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).
В остальных случаях объединение нескольких объектов основных средств в один инвентарный объект (комплекс конструктивно сочлененных предметов) допускается, если каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, но при условии, что сроки полезного использования этих предметов существенно не отличаются.
4. По общему правилу, исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
5. В этом деле объекты основных средств, приобретенные налогоплательщиком, являлись движимым имуществом, охарактеризованы в договорах и сопроводительных документах как различное оборудование и по правилам бухгалтерского учета подлежали принятию бухгалтерскому учету в качестве отдельных инвентарных объектов, что не оспаривалось налоговым органом при рассмотрении дела.
Сам по себе факт монтажа оборудования в зданиях, предназначенных для обеспечения производственной деятельности, не может служить основанием для отказа в применении освобождения от налогообложения, в том числе по мотиву использования имущества (оборудования и зданий) по общему назначению, предопределенному технологией производства минеральной воды.
Таким образом, можно сделать вывод, что самое главное — чтобы имущество соответствовало разделу «машины и оборудование» из ОКОФ. Такие признаки, как прочная связь с землей, невозможность отделения и т.д., имеют второстепенное значение.